Актуальные направления деятельности таможенной службы РФ.
Повышение конкурентоспособности России, степени её интеграции в мировую экономику предполагают формирование единого информационного пространства в области внешнеторговой деятельности.
Как известно, 2004 г. - это первый год работы таможенных органов в условиях действия нового Таможенного кодекса Российской Федерации, призванного установить принципиально иные правоотношения между таможней и бизнесом [ТК был принят 28 мая 2003 г. и действует с 1 января 2004 г.].
Новый ТК создал правовую базу для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования товаров. К концу 2004 г. около 10 таможенных постов уже работали с электронной формой декларирования. Ими оформлено более 1700 электронных деклараций. Более 100 участников внешнеэкономической деятельности перешли на такую форму работы. Электронная форма декларирования опробуется не только для автомобильного, но и для железнодорожного транспорта. В 2005 году планируется внедрение электронного декларирования еще на 56 таможенных постах всех региональных таможенных управлений, Федеральной целевой программой "Электронная Россия" предусматривается, что к 2007 г. должна быть разработана информационная система контроля за вывозом товаров.
Его основными задачами были:
- предельно возможное прямое регулирование правоотношений в таможенной сфере;
- упрощение и облегчение таможенных процедур;
- максимальное использование электронного декларирования, современных информационных технологий управления рисками;
- приведенная таможенного законодательства в соответствие с нормами ВТО;
- учет специфических особенностей законодательства страны (Гражданский и Налоговый Кодексы и др.);
- защита экономических интересов страны, отечественного бизнеса.
В новом ТК закреплены основы и принципы таможенного контроля с использованием системы управления рисками (СУР).
Это принципиально новое направление работы таможенных органов Российской Федерации, несущее с собой новую идеологию и философию таможенного контроля, означающее переход к международным стандартам работы, принятым в странах ЕС и США.
От тотального контроля за всем, что перемещается через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредоточивая свои ресурсы на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны.
В настоящее время уже разработаны общероссийские, региональные и местные профили рисков. Началась работа по автоматизации создания проектов
профилей риска, формирования базы данных профилей риска, их доведения до таможенных постов и выявления рисков при декларировании. Создан и начинает использоваться единый реестр субъектов внешнеэкономической деятельности.
Для комплексного решения задач информационной поддержки продвижения российских товаров и услуг на внешние рынки, связанных с системой сбора и анализа экспортных предложений, заявок и тендеров, поступающих от российских предприятий и иностранных потребителей, в целом для снижения предконтрактных расходов российских экспортеров в сети Интернет создана и успешно функционирует информационно-поисковая система "Экспортные возможности России".
К настоящему времени база данных российских экспортеров содержит информацию более чем о 1500 предприятиях, осуществляющих экспортные поставки промышленной продукции.
Внедрение системы направлено на организацию новых информационных потоков между российскими экспортерами, центральным аппаратом МЭРТ, а также представительствами Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, повышение скорости прохождения информации и значительного увеличения объема получаемой информации о проводимых тендерах за рубежом и коммерческих запросах иностранных организаций за счет существенной активизации работы последних.
По линии сотрудничества с ЕС реализуется проект ТАСИС "Гармонизация таможенных процедур России и ЕС". Важным элементом таможенного сотрудничества России и ЕС в правоохранительной деятельности является взаимодействие с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством с целью предотвращения случаев недостоверного декларирования контролируемых видов товаров.
По каналам международной правоохранительной сети "СЕN" региональный узел связи "RILO-Москва" осуществляет оперативный обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и Всемирной таможенной организацией о новых маршрутах перемещения контрабанды и способах её сокрытия, в том числе наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, товаров военного и двойного назначения.
Первый год работы в новых условиях в целом показал достаточную работоспособность нового Кодекса. Его введение способствовало расширению торговли и росту объемов собираемости платежей. По предварительным данным, в целом за минувший год собрано более 1,2 трлн. рублей, или 42 млрд. долл. О масштабах деятельности таможни по сбору таможенных платежей говорит и такая цифра: ежедневно в казну государства таможенники перечисляют около 170 млн. долл. Таможенные платежи обеспечивают почти 40% доходной части бюджета и составляют без малого 8% ВВП.
Как известно, до марта 2004 г. таможенные процедуры в России осуществлялись подразделениями самостоятельного ведомства - Государственным таможенным комитетом. В рамках реорганизации таможенной службы его функции были распределены между Федеральной таможенной службой (ФТС), МЭРТ и Минфином. За ФТС оставлены только функции надзора за выполнением таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности, т.е. это ведомство практически не может влиять на ход реформ в сфере таможенного дела. Все таможенное нормотворчество отошло к МЭРТ, а обязанности по установлению правил определения таможенной стоимости - к Минфину.
Для обоснования необходимости проведения таких преобразований приводится ряд аргументов. Отмечается, что имели место случаи весьма существенного занижения таможенной стоимости товаров по сравнению с реальной. По мнению МЭРТ, значительная часть (60-70%) руководителей таможенных органов слабо владеют ИТ, иностранными языками, не всегда знают изменения в таможенном законодательстве, в связи с чем предусматривается аттестация руководителей
этих подразделений [их сейчас насчитывается 150). Вместе с тем, как отмечалось на проходившей в конце прошлого года конференции "Таможенная реформа: итоги и перспективы", прошедшее после принятых решений по преобразованию таможни, время выявило существенные недоработки в этой области. Отмечается несовершенство таможенного законодательства, которое может стать препятствием для вступления России в ВТО, обычно указывает на следующие моменты:
- возможность произвола со стороны таможни при определении таможенной стоимости товаров;
- неразвитость системы пропускных пунктов и мест декларирования (т.наз. "нетарифный протекционизм");
- ограничение для граждан по беспошлинному ввозу товаров (65 тыс. рублей);
- проблемы структуры самого таможенного законодательства.
Использование в отдельных странах различных национальных методик определения таможенной стоимости ввозимых товаров в международной торговой практике рассматривается в качестве барьера. В частности, российским ТК допускалось самостоятельное определение таможенными органами таможенной стоимости товаров на основании данных, указанных в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, что создавало возможность её произвольной трактовки. В соответствии с правилами ВТО таможенная стоимость -это цена, реальная уплаченная за купленный товар."
Проведенный МЭРТ выборочный анализ грузовых таможенных деклараций российских импортеров показал, что иногда таможенная стоимость по сравнению с реальной занижается в сотни раз. Так, например, имел место такой факт, когда при ввозе партии американских пальто таможенная стоимость была определена в 1,5 долл. за 1 шт., тогда как его рыночная стоимость составляла 148 долл. В этой связи унификация российского законодательства по таможенной стоимости товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ 1994 г. является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России в ВТО. В настоящее время подготавливается законопроект, основную часть которого составляет описание методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ.
Не заработали пока положения нового Кодекса об упрощенных процедурах таможенного оформления. Статьей 68 ТК устанавливалось, что отдельным юридическим лицам "крупным, надежным", избранным экспортерам и импортерам обеспечивалась возможность выпуска товаров до подачи декларации, таможенного оформления грузов на складах предприятий, периодического таможенного декларирования, т.е не при каждом пересечении товаром границы, а раз в месяц или даже раз в год.
В связи с тем, что в ТК не было конкретного описания "упрощенки". в начале 2004 г. ГТК рискнул самостоятельно предоставить облегченный режим 28 компаниям из 180 компаний, обратившихся к нему с соответствующими заявлениями (среди них, в частности, Магнитогорский металлургический комбинат, фабрика "Большевичка", Таганрогский автомобильный завод и др.). МЭРТ должно было определиться по данным заявлениям, но решений до сих пор не принято.
Одним из актуальных вопросов таможенного законодательства является определение мест таможенного оформления ввозимых товаров, круг которых по ряду товаров строго ограничен. Так, импортируемую бытовую технику и электронику сейчас разрешено декларировать лишь на складах временного хранения, расположенных в Москве и Подмосковье, что мотивируется необходимостью борьбы с т. наз. "серым" импортом.
Поскольку действующая практика ведет к значительному увеличению трансакционных издержек, МЭРТ и ФТС считают целесообразным снять существующие ограничения. Ещё одним аргументом в пользу отмены ограничений по местам таможенного оформления стала позиция некоторых наших партнеров по переговорам о вступлении в ВТО. На отмене ограничений настаивают около 40 стран, в т.ч. непосредственно по бытовой технике и электронике - около 20 государств. Это немаловажный фактор, учитывая, что объем российского рынка этих товаров за последние 15 лет увеличился примерно в 15 раз; с 1 млрд. долл. до 14-15 млрд. долл. в 2004 г. (с учётом компьютерной техники). На рынке доминирует импортная техника; например, доля импортных телевизоров на российском рынке составляет около 30%, остальные 70% собираются в России с использованием импортных компонентов (следует иметь в виду, что пошлины на ввоз самых распространенных видов бытовой техники составляют 15-20%, а на запчасти - примерно 5%).
На наш взгляд, предложения ведомств представляются вполне логичными, однако ликвидация ещё одного административного барьера не должна создавать дополнительное возможности недобросовестным импортерам, для чего необходимо принятие соответствующих мер.
Для устранения правовых пробелов в части установления и взимания таможенных сборов необходимо было внесение изменений и дополнений в ТК. С этой целью был принят Федеральный закон от 11.11.04, который вступил в силу 1 января 2005 г., что должно способствовать процессу нашего присоединения к ВТО.
Этим законом устанавливаются следующие виды таможенных сборов:
- таможенные сборы за таможенное оформление;
- таможенные сборы за таможенное сопровождение;
- таможенные сборы за хранение.
Законом определены также плательщики таможенных сборов, порядок уплаты таможенных сборов, а также случаи освобождения от их уплаты. Кроме того, устанавливаются фиксированные
ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение и таможенных сборов за хранение. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Выводы и предложения.
На основе изучения теоретических основ функционирования, применения и контроля таможенных пошлин, анализа их практического расчёта можно сделать следующие выводы и предложения:
ü Таможенное налогообложение — это отношения, складывающиеся между организациями, индивидуальными предпринимателями, а также лицами, признаваемыми налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемыми в соответствии с ТК РФ, с одной стороны, и таможенными и налоговыми органами, с другой, по поводу исчисления и уплаты таможенных налогов.
ü При пересечении таможенной границы взимаются разнообразные таможенные платежи:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
5) таможенные сборы
ü таможенная пошлина — это «обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта».
ü Можно выделить следующие виды таможенных пошлин:
1.По объекту обложения:
· Импортные
· Экспортные
· Транзитные
2.По способу взимания:
a. Специфические
b. Адвалорные
c. Альтернативная.
d. По характеру
e. Сезонные
f. Антидемпинговые
g. Компенсационные
3.По происхождению
· Автономные
· Конвенционные
· Преференциальные
4.По типам ставок
· Постоянные
· Переменные
5.По способу вычисления:
· Номинальные
· Эффективные
ü Основные функции таможенных пошлин выделяют следующие:
· Регулирующая функция
· Фискальная функция
· Контролирующая функция
ü Налоговая база таможенной пошлины определяется как таможенная стоимость товара, перемещаемого через таможенную границу, или их объемная характеристика (количество, масса, объем и т. д.).
ü Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ.
ü В РФ применяются следующие виды ставок пошлин (Ст. 4 Закона РФ "О таможенном тарифе"\5\):
- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
ü Существует 6 методов определения таможенной стоимости:
· Метод по цене сделки с однородными товарами
· Метод на основе вычитания стоимости
· Метод на основе сложения стоимости
· Резервный метод
· Метод по цене сделки с идентичными товарами
· Метод по цене сделки с ввозимыми товарами
ü Для осуществления таможенного контроля за перемещаемыми через таможенную границу РФ товарами участниками ВЭД должны быть предоставлены определённые документы, подтверждающие их право осуществлять внешнеторговую деятельность. Применяются два способа заявления таможенной стоимости. Первый предполагает использование специальной формы декларации (ДТС-1 или ДТС-2); второй допускает заявление таможенной стоимости в грузовой таможенной декларации (ГТД).
К основным проблемам взимания и контроля таможенных пошлин можно отнести:
ü Очевидно, что формирующаяся система нормативного регулирования таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление не может быть признана удовлетворительной, так как скорее всего приведет к негативным последствиям и для федерального бюджета, и для плательщиков.
ü Следует признать, что сегодня предметы ведения таможенного законодательства неоправданно расширены, особенно в части налогов и сборов, администрируемых таможенными органами (таможенных платежей).
ü Проблемы с неопределенностью термина «таможенные платежи» стали особенно актуальны после принятия части первой НК РФ, когда и у участников ВЭД, и у таможенных органов начали возникать трудности из-за создавшейся коллизии понятий налогового и таможенного законодательства.
Основными путями решения данных проблем мы видим следующие:
ü Первым шагом в совершенствовании действующего законодательства могло бы стать более четкое разграничение предметов ведения и уточнение терминов налогового и таможенного законодательства. Например, в Таможенном кодексе РФ отсутствует понятие «таможенные платежи» (см. ст. 11 «Основные понятия...»), а в разделе III «Таможенные платежи» указаны только виды платежей.
ü Большинство вопросов, связанных с налогами и налогообложением, независимо от того, какое ведомство занимается контролем за их уплатой, должно регулироваться законодательством о налогах и сборах.
ü Также считаем целесообразным, не нарушая принципа единства системы налогов и сборов, отказаться от идеи регулирования различных видов фискальных платежей в разных отраслях законодательства.
Список использованной литературы.
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ
- НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ) от 31 июля 1998 года
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ
- Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года № 5003-1
- Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 318 с.
- Лебедев В.А. Финансовое право: Учебник. Т. 2. — М.: Статут, 2003. — С. 269—270.
- Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004. -256с.
- Налоги: Учебник для вузов /Под ред. проф. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 444 с.
- Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. — М.: Экономиста, 2004. — С. 35.
- Таможенное право: Учебник для вузов Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 384 с.
- Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп. – М.: ИКД Зерцало, 2004. – 276 с.
- Комисарова И.П. «Бухучёт для таможенных целей» //Российский налоговый курьер, №11 2005 г.
- Комиссаров А.В. «Направления деятельности ФТС России» // Внешнеэкономический бюллетень, №6 2005 г.
- Семкина Т.И. «О соотношении норма таможенного и налогового законодательства» // Налоговая политика и практика, № 1 2005 ги сборов, отказаться от идеи регулирования различных видов фискальных платежей в разных отраслях законодательства.
Список использованной литературы.
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ
- НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ) от 31 июля 1998 года
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ
- Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года № 5003-1
- Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 318 с.
- Лебедев В.А. Финансовое право: Учебник. Т. 2. — М.: Статут, 2003. — С. 269—270.
- Миляков Н.В. Таможенная пошлина. - М.: Финансы и статистика, 2004. -256с.
- Налоги: Учебник для вузов /Под ред. проф. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 444 с.
- Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. — М.: Экономиста, 2004. — С. 35.
- Таможенное право: Учебник для вузов Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 384 с.
- Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). 2-е изд., исправл. и доп. – М.: ИКД Зерцало, 2004. – 276 с.
- Комисарова И.П. «Бухучёт для таможенных целей» //Российский налоговый курьер, №11 2005 г.
- Комиссаров А.В. «Направления деятельности ФТС России» // Внешнеэкономический бюллетень, №6 2005 г.
- Семкина Т.И. «О соотношении норма таможенного и налогового законодательства» // Налоговая политика и практика, № 1 2005 г
- Широков С.В. Артемьев А. А. «Новый статус потери таможенных платежей бюджета?»//Налоговая политика и практика,№9 2005 г.
- Широков С.В. Артемьев А. А. «Налоговая реформа продолжается.»//Налоговая политика и практика,№2 2005 г.
18. www.referent.ru
19. www.nalog.ru
- www.minfin.ru
Приложение 1. Декларация таможенной стоимости ДТС-1 лист 1
Приложение 2. Декларация таможенной стоимости ДТС-
1 лист 2
Приложение 3. Декларация таможенной стоимости ДТС-2 лист 1Приложение 4. Декларация таможенной стоимости ДТС-
2 лист 2
Приложение 5. Формуляр внешнеэкономической сделки лист 1.
Приложение 6. Формуляр внешнеэкономической сделки лист 2