СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

 

Слушать и личностно воспринимать музыку учащимся поможет знание особенностей русской народной музыки, национальной музыкальной культуры народов ближнего зарубежья — Украины, Беларуси; стран Балтии; Закавказья; Центральной Азии; Молдовы.

Учителю нужно научить ребят определять на слух национальную принадлежность народной музыки (в контрастных сопоставлениях).

Восприятию музыки М. И. Глинки учащимся поможет знание характерных особенностей его творчества, а именно его связи с русским народным мелосом, а также использования в своих произведениях мелодий, ритмики, интонаций, свойственных другим народам.

Нужно, чтобы учащиеся узнали, какие черты творческого стиля М. И. Глинки стали традиционными, нашли претворение в творчестве композиторов «новой русской музыкальной школы» (народность, близость русскому эпосу, монументальность).

Следует также познакомить учащихся в общих чертах с творчеством П. И. Чайковского.

 

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

 

При пении учащимся помогут умения и навыки, усвоенные ими в начальных классах. Педагог должен проследить за этим, а также за тем, чтобы ребята соблюдали певческую установку: сидели (или стояли) прямо, ненапряженно, слегка отведя плечи назад, руки опустив или положив на колени (при пении сидя).

Нужно добиваться, чтобы дети пели свободно, легко, звонко, не форсируя звук, осознанно употребляя твердую атаку в героических, маршевых песнях; округленно формировали гласные, особенно в верхнем регистре, смягчали звук в верхнем регистре; умели петь напевно (легато, нон легато), стаккато, маркато.

Важно научить ребят правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками (от пиано до форте), сохранять вдыхательную установку; при пении песен подвижного характера делать быстрый вдох между фразами, не имеющими пауз, уметь пользоваться цепным дыханием.

Нужно следить за тем, чтобы текст при пении произносили ясно и грамотно, не сливали две согласные, встречающиеся при окончании одного и начале следующего слова.

Певческий диапазон пятиклассников с высокими голосами до первой октавы — мивторой, с низкими голосами си малой октавы — до второй.