СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Глинка М. Камаринская.
Даргомыжский А. Хор «Сватушка» — из оперы
«Русалка».
Римский-Корсаков Н. Пляска скоморохов — из оперы «Снегурочка».
Бородин А. Из оперы «Князь Игорь»: ария Игоря. Половецкие пляски. Хор девушек «Улетай на крыльях ветра».
Мусоргский М. Из оперы «Хованщина»: «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере), песня Марфы.
Чайковский П. Из оперы«Евгений Онегин»: вступление. Ариозо Ленского. Ария Онегина. Хор девушек.
Произведения из репертуара второй и третьей четвертей.
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
Римский-Корсаков Н. Третья песня Леля — из оперы «Снегурочка».
Чайковский П. «Ну-ка, светик Машенька» — из оперы «Пиковая дама».
Чайковский П., сл. В. Жуковского. «Уж вечер...», дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама».
Мусоргский М. Песня Марфы из оперы «Хованщина» (фрагмент).
ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ УЧИТЕЛЮ ПО ВОСПИТАНИЮ,
ОБРАЗОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ V КЛАССА
На занятиях по музыке учащимся V класса следует узнать:
жанры народной песни (историческая, трудовая, хороводная, свадебная, плясовая, шуточная);
особенности музыкального языка народной песни (переменный лад, свободное многоголосие на основе подголосочной полифонии);
способы использования народной песни профессиональными композиторами (цитирование, варьирование, сочинение музыки в народном духе).
Педагогу нужно научить ребят делать разбор музыкального произведения, для чего они должны:
знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад (мажор, натуральный и гармонический минор, переменный лад), гармония, фактура (монодическая, гармоническая, гомофонно-гармоническая, полифоническая; уметь проследить их изменение в процессе развития музыкального образа);
уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами;
разбираться в строении произведений, написанных в к'.плетно-вариационной форме;
отмечать характерные черты музыкального стиля русской национальной музыкальной школы (натуральный минор, полиразмерность, кантиленность и др.).