МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

 

В процессе работы с учащимися I—IV классов по предлагаемым темам желательно использовать впечатления, знания и умения, полученные ими на других уроках, прежде всего на уроках изобразительного искусства и чтения.

Так, на уроках изобразительного искусства дети получают различные художественные впечатления, приобретают опыт эстетического восприятия произведений; у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разные времена года; чувствовать настроения в природе(радостные, грустные, спокойные, оживленные); учащиеся знакомятся с особенностями сказочно – фантастического изображения; получают представление о народно-художественном творчестве — все это способствует и более полному восприятию музыки.

На уроках чтения (и развития речи) дети через художественные произведения (стихи, рассказы) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, с некоторыми особенностями жанра сказки (элементы чудесного, фантастического), что помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичные явления, отраженные в музыкальных произведениях.

При восприятии и исполнении музыкальных произведений используются полученные на уроках чтения знания и навыки работы над текстом: умение ответить на вопросы о прочитанном и о своих наблюдениях, делить текст на законченные по смыслу части, выделять основное в содержании части и произведении в целом.

При разборе структуры музыкальных произведений учащимся могут помочь формируемые у них на уроках математики навыки счета и представления о возможности использования букв как символов.

При разучивании хоровых произведений и работе над музыкальной импровизацией на стихотворные тексты используется полученное на уроках чтения умение выразительно читать текст, выделять голосом важные по смыслу слова в предложении, правильно произносить слова; используются навыки слогового и звукобуквенного анализа. Специальное внимание при этом обращается на сравнение речевой и музыкальной интонаций, на их выразительные возможности.

Изучению нотной грамоты помогают навыки счета, формируемые у учащихся на уроках математики, а также полученные на уроках изобразительного искусства элементарные пространственные представления.

Введение в уроки музыки движения под музыку предполагает использование умений и навыков, получаемых учащимися на уроках физкультуры. К ним относятся: основная стойка, маршировка, ходьба с замедлением и ускорением, с остановкой; построение и движение колонной; положение и движение рук: вниз, вперед, в стороны, вверх; на пояс, к плечам, перед грудью; движения кистями и пальцами рук; поочередное движение рук; повороты туловища направо, налево; повороты головы.