ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

 

За первый год обучения дети могут научиться:

верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

петь напевно, легко, светло, мягко, без форсирования звука;

соблюдать при пении певческую установку: сидеть (или стоять) прямо, ненапряженно, слегка отведя плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне: ре (до) первой октавы — до второй октавы.

У них уже могут быть любимые песни.

В плане изучения музыкальной грамоты — в I классе дети еще не учат нот, но приобретают представления о звуковысотности, о движении мелодии вверх, вниз, на одной высоте; усваивают интонации малой терции (V— III ступени) и большой секунды (V—VI ступени).

Осваивают метрическую пульсацию в движении; могут прохлопать простой ритм знакомой песни.

 

 

II КЛАСС

 

Тема года: «Выразительные возможности музыки»

Во II классе дети продолжают слушать и исполнять музыку, изображающую различные явления окружающей жизни и выражающую чувства и состояния человека (веселость, грусть, бодрость, таинственность, радость и т.д.); они учатся проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают и поют; для слушания им предлагаются различные инструментальные и вокальные произведения.

Учащиеся знакомятся

с новыми для них музыкальными жанрами и формами: симфонической сказкой, сюитой, рондо, этюдом, прелюдией;

с музыкальными инструментами: виолончелью, контрабасом, трубой, валторной;

со звучанием певческих голосов: сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон, бас;

с хорами: детским, женским, мужским, смешанным.

Важно, чтобы при пении песен дети старались исполнять их выразительно, использовали усвоенные ранее умения и навыки.

Второклассников знакомят с нотными знаками, с записью нотами простых мелодий, учат их сольфеджировать.

 

 

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Музыка изобразительная»

(При прохождении тем первой и второй четвертей используется соответствующий материал из программы I класса.)

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

 

Мусоргский М. Балет невылупившихся птенцов; Гном — из фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Хачатурян А. Две смешные тетеньки поссорились*.

Губайдулина С. Птичка-синичка.

Салманов В. Голодная кошка и сытый кот.

Золотарев В. Молодые петушки.

Чернов М. Колокольчик. Одуванчик—из цикла «Цветы».

Шуберт Ф. Форель*.

Лист Ф. Хоровод гномов.

Лист Ф. Шум леса. Гроза. Метель (на выбор).

Сен-Санс К. Карнавал животных*.