ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
За первый год обучения дети могут научиться:
верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
петь напевно, легко, светло, мягко, без форсирования звука;
соблюдать при пении певческую установку: сидеть (или стоять) прямо, ненапряженно, слегка отведя плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне: ре (до) первой октавы — до второй октавы.
У них уже могут быть любимые песни.
В плане изучения музыкальной грамоты — в I классе дети еще не учат нот, но приобретают представления о звуковысотности, о движении мелодии вверх, вниз, на одной высоте; усваивают интонации малой терции (V— III ступени) и большой секунды (V—VI ступени).
Осваивают метрическую пульсацию в движении; могут прохлопать простой ритм знакомой песни.
II КЛАСС
Тема года: «Выразительные возможности музыки»
Во II классе дети продолжают слушать и исполнять музыку, изображающую различные явления окружающей жизни и выражающую чувства и состояния человека (веселость, грусть, бодрость, таинственность, радость и т.д.); они учатся проникаться эмоциональным содержанием музыки, которую слушают и поют; для слушания им предлагаются различные инструментальные и вокальные произведения.
Учащиеся знакомятся
с новыми для них музыкальными жанрами и формами: симфонической сказкой, сюитой, рондо, этюдом, прелюдией;
с музыкальными инструментами: виолончелью, контрабасом, трубой, валторной;
со звучанием певческих голосов: сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон, бас;
с хорами: детским, женским, мужским, смешанным.
Важно, чтобы при пении песен дети старались исполнять их выразительно, использовали усвоенные ранее умения и навыки.
Второклассников знакомят с нотными знаками, с записью нотами простых мелодий, учат их сольфеджировать.
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Тема: «Музыка изобразительная»
(При прохождении тем первой и второй четвертей используется соответствующий материал из программы I класса.)
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Мусоргский М. Балет невылупившихся птенцов; Гном — из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Хачатурян А. Две смешные тетеньки поссорились*.
Губайдулина С. Птичка-синичка.
Салманов В. Голодная кошка и сытый кот.
Золотарев В. Молодые петушки.
Чернов М. Колокольчик. Одуванчик—из цикла «Цветы».
Шуберт Ф. Форель*.
Лист Ф. Хоровод гномов.
Лист Ф. Шум леса. Гроза. Метель (на выбор).
Сен-Санс К. Карнавал животных*.