ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ
Движение под музыку развивает у детей чувство ритма, способность почувствовать настроение музыки, воспринимать и передавать различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление; динамику, усиление и ослабление звучности; регистр; характер мелодии; строение произведения.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Учитель учит ребят выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке или импровизировать его, сопровождать на инструментах (по указанию учителя) звучание произведения; «играть» выразительно, в соответствии с настроением музыки.
I КЛАСС
Тема года: «Музыка рассказывает о жизни»
В I классе дети, слушая и исполняя различные музыкальные произведения на близкие им темы, получают представление о связи музыки с жизнью.
Следует познакомить учащихся:
с музыкой разного эмоционального содержания;
с музыкальными жанрами (марш, танец, песня); с произведениями двух- и трехчастными, с куплетной формой;
со средствами музыкальной выразительности: темп, динамика, регистр, мелодия, ритм;
с музыкальными инструментами: фортепиано, скрипка, флейта, балалайка, баян.
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
Темы: «Школа», «Музыкальные портреты школьников», «Природа и музыка»
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Моцарт В. Скрипичный концерт № 1, третья часть*.
Дунаевский И. Марш из кинофильма «Веселые ребята».
Шаинский В. сл. М. Матусовского. Вместе весело шагать.
Шайнский В., сл. М. Пляцковского. Чему учат в школе*.
Чичков Ю., сл. К. Полякова. Восемь поросят.
Майкапар С. Маленький командир.
Агафонников В. Драчун.
3ив М. Озорная девчонка.
Корчмар Г. Задира.
Бельгийская нар. песня «Карлуша» в обраб. В. Сибирского.
Красев М., ел. Н. Саконекой. Летний вальс*.
Бобеску К. Лес.
Кюи Ц., ел. А. Плещеева. Осень*.
Косенко В. Дождик.
Фалик Ю. Дождик.
Сидельников Н. Высоко по небу журавли летят*— из «Русских сказок».
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
Слонов Ю., ел. Н. Найденовой. Идем в школу.
Парцхаладзе М., ел. Л. Некрасовой. Здравствуй, школа!*
Мильман М., ел. Н. Саконской. Песня первоклассника.
Фрид Г., ел. А.Бродского. Песенка о буквах.
Старокадомский М., ел. О. Высотской. Шуточная песня.
Русская нар. песня «Как пошли наши подружки»*.
Красев М., ел. Н.Френкель. Веселая дудочка.
Красев М., ел. М. Ивенсен. Осень*.
Васильев-Буглай Д., ел. А. Плещеева. Осенняя песенка.
Фере В., ел. народные. Дождик.
ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ. ИГРЫ. ТАНЦЫ. УПРАЖНЕНИЯ
Школьные переменки (музыкально-двигательная разрядка)
Пальчики пляшут. Кулачки: Музыка по выбору учителя.
Маршировка (на месте или вокруг ряда парт): Прокофьев С. Детский марш; Шаинский В. Вместе весело шагать.
Игры
«Дождик»: Парцхаладзе М. Осенний дождь; Балтин А. Дождь танцует.
«Кто как ходит»: Прокофьев С. Детский марш; Чайковский П. Марш деревянных солдатиков; Тетцель Э. Два старика.
«Палочки-звоночки» (Имеются в виду палочки, звоночки, погремушки и другие детские инструменты) (ритмический аккомпанемент на элементарных музыкальных инструментах в заданном ритме): Дунаевский И. Марш из кинофильма «Веселые ребята»; Шаинский В. Вместе весело шагать; Кюи Ц. Осень; Красев М. Летний вальс.
«Композиторы» (сочинение на короткий заданный текст песни-марша, песни о лете, об осени, о дождике) (Певческие импровизации дети выполняют в течение всего учебного года).
Игры-упражнения на определение движения мелодии, регистра, лада, жанра, формы, метра, ритма, фразы (Такие игры – упражнения вводятся в урок в течение всего года).