II. Изучение нового материала
Конспект лекции с элементами беседы
«Энергетический обмен
(бескислородное и кислородное дыхание)»
Й класс
Цели и задачи:
- продолжить формирование научного мировоззрения;
- способствовать дальнейшему развитию логического мышления, памяти, пространственного воображения, аналитико-синтетических способов обработки информации, умений проводить сравнительную характеристику;
- способствовать формированию основных понятий по данной теме (см. ниже);
- сформировать знания о сущности энергетического обмена (катаболизме);
- раскрыть сущность и особенности трех этапов энергетического обмена;
- способствовать пониманию значимости возникновения аэробного этапа для организмов и развития жизни на Земле
- провести сравнительный анализ бескислородного и кислородного дыхания.
Демонстрации: таблицы
Основные понятия: энергетический обмен, анаэробы, аэробы, гликолиз, брожение, коферменты НАД, ФАД, цикл Кребса, АТФ-синтетаза, окислительное фосфорилирование.
Этапы урока
I. Проверка знаний
Ø Опрос по карточкам
Ø Решение задач на доске:
1. Определите массу образованной при фотосинтезе глюкозы, если на это израсходовано 88 г СО2. Относительная молекулярная масса глюкозы равна 180, СО2 – 44.
2. Определите массу образованного при фотосинтезе кислорода, если при этом процессе синтезировано 45 г глюкозы. Относительная молекулярная масса глюкозы равна 180, О2 – 32.
Ø Устный индивидуальный опрос с использованием следующих вопросов:
1. Сравнительная характеристика анаболизма и катаболизма.
2. В чем заключается взаимосвязь энергетического и пластического обмена?
3. Характеристика организмов по типу питания.
4. Общая характеристика фотосинтеза (определение, для кого характерен, общее уравнение, в какой структуре осуществляется). Схематический рисунок структуры, в которой осуществляется фотосинтез.
5. Реакции, инициируемые светом.
6. Результаты световой фазы фотосинтеза.
7. Темновая фаза фотосинтеза.
8. Каким образом повлияют на синтез глюкозы изменения освещенности, влажности, содержания углекислого газа?
Ø Устный фронтальный опрос в форме диалога в качестве обобщения.
Ø Дополнительные вопросы повышенного уровня сложности:
1. В каком конечном продукте можно обнаружить изотоп О18, если водоросль выращивать в воде, содержащей изотоп О18?
2. В каком продукте фотосинтеза можно обнаружить метку изотопом О18, если растение выращивать в закрытой камере, воздух которой содержит СО2, меченый изотопом О18?
II. Изучение нового материала
План лекции:
1. Сравнительная характеристика энергетического обмена у анаэробов и аэробов.
2. Подготовительный этап энергетического обмена.
3. Бескислородный этап (бескислородное дыхание)
- гликолиз
- молочнокислое брожение
- спиртовое брожение.
4. Кислородный этап дыхания
- понятие о цикле Кребса
- понятие о дыхательной цепи
- окислительное фосфорилирование
5. Суммарное уравнение аэробного дыхания.
Мы знаем, что для поддержания жизни организму требуется энергия.
- В какой форме запасается энергия в клетке?
- Что представляет собой это вещество?
- Почему именно АТФ является универсальным источником энергии для клетки?
- В ходе какого обмена осуществляется синтез АТФ?
В зависимости от способа осуществления энергетического обмена все организмы делятся на 2 группы – анаэробы (энергетический обмен протекает без участия кислорода) и аэробы (энергетический обмен протекает с участием кислорода).
Проведем сравнительную характеристику энергетического обмена у анаэробов и аэробов (совместное с учащимися создание схемы на доске и в тетрадях).
Энергетический обмен (катаболизм) | |
У анаэробов | У аэробов |
Без участия кислорода | С участием кислорода |
2 этапа | 3 этапа |
1-й этап - подготовительный | |
2-й этап - бескислородный | |
Молочнокислое или спиртовое брожение | Гликолиз |
3-й этап - кислородный |