О конунге Хёльги

 

Рассказывают, что конунг по имени Хёльги – в честь его назван Хельгеланд[270]– был отцом Торгерд Невесты Хёльги. Им обоим поклонялись, и курган Хёльги был насыпан слоями: слой из золота и серебра-это были жертвенные деньги, – а слой из земли и камней.[271]

 

И о кенингах золота

 

В «Древней Песни о Бьярки»[272]перечисляется много названий золота. Там говорится так:

 

Вождь тороватый

дружинникам даровал

Феньи работу,

Фафнира землю.

Гласира иглы,

Грани поклажу,

Драупнира капли,

перину змея.

Щедрый одаривал,

мужи принимали

волосы Сив,

Лед му'ки лука,[273]

выкуп за выдру,

Мардёлль слезинки,

огонь реки Орун,

речь великана.

Битвы вершитель

дарил, мы украсились

Тьяцци речами,

народы без счета,

Рейна рудою,

распрею Нифлунгов

витязь отважный

не хранил его Бальдр.

 

Золото, потому что оно красное, называют в кеннингах «огнем руки, или сустава, или кости». Серебро же, напротив, зовут «снегом», или «льдиною», или «инеем», потому что оно белого цвета. Подобным же образом в кеннингах золота или серебра следует прибегать к словам «кошель», «тигель» или «пена». Золото и серебро равным образом могут быть обозначены как «камень руки» или как «гривна» человека, у которого в обычае носить гривну. Ожерелья и кольца сама по себе золото и серебро, если о них не сказано что-либо другое.[274]

 

Мужчина зовется по золоту

 

Мужа называют «дробителем золота», как сказано у Оттара Черного.[275].

 

Женщина зовется по золоту

 

В кеннингах женщины упоминается золото, например, когда женщину называют «дарительницей золота».[276]В этой строфе киты называются «кабанами Видблинди». Это был великан. Как другие ловят рыбу, так он удил из моря китов. «Луг кита» – это море, «янтарь моря» – золото, а женщина – это дарительница того золота, что она раздает. Но слово «дарительница» созвучно со словом «ива», а ива – дерево. Поэтому, как уже было написано, для обозначения женщины служат любые названия деревьев женского рода. Женщина также расточительница того, что она отдает, а это слово созвучно названию упавшего в лесу дерева.[277]

 

Мужчина зовется по деревьям

 

Описывая мужчину как дерево, его называют, как уже было написано, «дубом оружия и сражений, странствий и разных деяний, кораблей и вообще всего, что им предпринято и испробовано».[278]

 

Кеннинги битвы

 

Какие есть кеннинги битвы? Зовут ее «бурей оружия, щитов, Одина, валькирий или конунгов воителей». Называют ее также «лязгом»?! либо «звоном».[279]