Ответственность страховой организации
В случаях ухудшения финансового положения страховой (перестраховочной) организации, изменения коэффициентов убыточности уполномоченный орган вправе рекомендовать акционерам принять меры по финансовому оздоровлению страховой (перестраховочной) организации, включая выдачу рекомендаций:
1) об ограничении принятия обязательств по договорам страхования (перестрахования);
2) об увеличении уставного капитала;
3) о прекращении выплат дивидендов и увеличении страховых резервов;
4) о сокращении расходов посредством закрытия отдельных филиалов и представительств, а также посредством прекращения или ограничения дополнительного найма работников;
5) о постоянном или временном отстранении от должности любого из руководящих или иных работников страховой (перестраховочной) организации;
6) о приостановлении или ограничении страховой деятельности по некоторым классам страхования с повышенной степенью риска.
Уполномоченный орган вправе применить принудительные меры к крупным участникам страховой (перестраховочной) организации.
В случаях обнаружения уполномоченным органом нарушений пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению норм и лимитов страховой (перестраховочной) организацией, нарушений законодательства Республики Казахстан, выявления неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников страховой (перестраховочной) организации и страхового брокера уполномоченный орган вправе применить к страховой (перестраховочной) организации и страховому брокеру одну из следующих ограниченных мер воздействия:
1) затребовать письменное обязательство;
2) дать обязательное для исполнения письменное предписание;
3) вынести письменное предупреждение;
4) составить письменное соглашение.
Письменное обязательство страховой (перестраховочной) организации или страхового брокера должно содержать факт признания имеющихся недостатков и (или) нарушений законодательства Республики Казахстан, а также гарантию руководства страховой (перестраховочной) организации или страхового брокера по недопущению в дальнейшем выявленных недостатков и (или) нарушений законодательства Республики Казахстан.
Письменное предписание - указание страховой (перестраховочной) организации или страховому брокеру о принятии обязательных для исполнения коррективных мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан, а также нарушений договорных обязательств, в строго определенные сроки и о недопущении в дальнейшем выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан.
Письменное предписание также может выноситься уполномоченным органом в случаях нарушения в течение шести последовательных месяцев принятых страховой (перестраховочной) организацией или страховым брокером на себя обязательств согласно письменному обязательству.
Письменное предупреждение является уведомлением уполномоченного органа о возможности применения к страховой (перестраховочной) организации или страховому брокеру санкций, предусмотренных статьей 53-3 Закона РК «О страховой деятельности»:
В качестве санкций уполномоченный орган вправе применить следующие меры:
1) наложение административного штрафа по основаниям и в порядке, которые установлены законами Республики Казахстан;
2) приостановление действия лицензии по основаниям, установленным статьей 54 Закона «О страховой деятельности»;
3) отзыв лицензии по основаниям, предусмотренным статьей 55 настоящего Закона;
4) принять решение о принудительном выкупе акций страховой (перестраховочной) организации у ее акционеров и реализовать их новому инвестору в соответствии с условиями статьи 61 настоящего Закона.
В случае, если имеющиеся нарушения законодательства Республики Казахстан не будут устранены в установленный уполномоченным органом срок, а также в случае невыполнения принятых страховой (перестраховочной) организацией или страховым брокером на себя обязательств в срок, установленный в письменном обязательстве, и (или) письменного предписания уполномоченного органа.
Письменное соглашение - соглашение между уполномоченным органом и страховой (перестраховочной) организацией или страховым брокером о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) недостатков и об утверждении первоочередных мер по устранению этих нарушений и (или) недостатков. Письменное соглашение составляется в случае, когда обе стороны приходят к выводу, что для устранения имеющихся нарушений и (или) недостатков необходим срок более двух месяцев с момента их обнаружения уполномоченным органом.
Контрольные вопросы:
1 Понятие государственного регулирования страховой деятельности
2 Уполномоченный государственный орган по финансовому регулированию, его компетенция.
3 Показатели платежеспособности страховой организации
4 Ответственность страховой организации
5 Уплата налогов страховой организацией
Литература:
1 Закон РК «О страховой деятельности» от 18.12.2000
2 Закон «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» 04.06.2003
3 Положение «Об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций», утвержденное Указом Президента РК от 31.12.2003