Бюджетная система РФ. Принципы построения бюджетной истемы.
Основным звеном гос. и муниц. финансов являетсябюджетная система,состоящая из бюджетов трех уровней (федер. бюджет; бюджеты субъектов РФ; бюджеты муницип. образований) и органов бюджетного администрирования, к которым относятся Минфин РФ, его территор. подразделения, а также органы казначейства.
Построение бюджетной системы базируется на федеративном устройстве гос-ва, определенном КонституциейРФ. Бюджеты разных уровней являются финансовой основой гос. и муниц. органов власти и управления.
1. Федеральный бюджет пополняется за счет федер. налогов и сборов, неналоговых и др. поступлений. Он обеспечивает проведение федер. органами власти единой финансовой и денежно-кредитной политики, финансирование федер. органов власти и бюджетных учреждений федер. уровня, а также федер.целевых и адресных программ, нижестоящих бюджетов и др.
Бюджеты территорий состоят из бюджетов субъектов РФ и бюджетов мун. обр..
2. Бюджеты субъектов РФ пополняются за счет региональных налогов и сборов, неналоговых и др.поступлений. Они обеспечивают проведение региональной финансовой политики, финансирование органов власти субъектов РФ и бюджетных учреждений регионального уровня, а также региональных целевых и адресных программ, нижестоящих бюджетов и др.
3. Бюджеты мун. обр.формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых и других поступлений. Они обеспечивают проведение муниц. финансовой политики, финансирование муниц. органов власти и бюджетных учреждений местного уровня, а также муниц. целевых и адресных программ.
Система внебюджетных фондов имеет три уровня: федеральный, субфедеральный и муниципальный, это фонды денежных средств, образуемые из федер. бюджета и субъектов РФ, и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, соц. страхование и соц. обеспечение: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Они имеют территориальные подразделения.
В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды,это фонды денежных средств, создаваемые за счет доходов, используемых по целевому назначению или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений (например, дорожный фонд).
Принципы построения бюджетной системы РФ:
1. Принцип единства бюджетной системы (единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации);
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
3. Принцип самостоятельности бюджетов (право органов гос. власти и органов МСУ на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс);
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также гос. внебюджетных фондов;
5. Принцип сбалансированности бюджетов (объем расходов должен соответствовать объему доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования их дефицита);
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
7. Принцип гласности;
8. Принцип достоверности бюджета;
9. Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Бюджетный федерализмбазируется на разграничении предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов, заложенном в Конституции РФ.
- К ведению РФ относятся: федер. госуд. собственность и управление, федер. бюджет, федер.налоги и сборы и т.д.,
- В совместном ведении РФ и ее субъектов: пользование и распоряжение землей, недрами, разграничение собственности, соц. защита и т.д.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование.
Органы МСУ самостоятельно управляют муниц. собственностью, принимают бюджет, устанавливают местные налоги.
Межбюджетныеотношения – отношения между органами гос. власти РФ, субъектов РФ и органами МСУ по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий и предметов ведения в бюджетной сфере, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Межбюджетные отношения основываются на бюджетном федерализме.
В связи с тем, что бюджет каждого уровня предусматривает выделение ассигнований на осуществление гос. полномочий, то передача полномочий сопровождается передачей необходимых финансовых ресурсов. Органы законодательной и исполнительной власти в течение года могут принимать решения, приводящие к увеличению расходов или снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы.