Управленческое решение: понятие и признаки. Классификация управленческих решений.

Принятие решений – это один из основных наиболее ответственных видов деятельности менеджера в процессе управления.

Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Как процесс УР – это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация УР.

Как явление – это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.

Принципы принятия УР:

1. Принцип единоначалия. Решение принимается единолично. Единоличные решения часто принимаются менеджерами с авторитарным стилем поведения. 2. Принцип единогласия. Безоговорочная поддержка выдвигаемой альтернативы. 3. Принцип большинства.Вводится в действие в ситуациях, когда в процессе выработки решения соперничают разные мнения: как индивидуальные, так и групповые. 4. Принцип консенсуса. Консенсус — это согласование всех спорных вопросов и различных мнений в процессе выработки решений.

Требования к УР: целевая направленность, обоснованность, простота, непротиворечивость, правомочность, своевременность, эффективность, конкретность во времени и пространстве.

Факторы, влияющие на результат УР: Морально-психологический фактор – создание мотивации у всех участвующих в выполнении решения. Общественный фактор – формирование положительной установки всего коллектива, общественного мнения, ориентированность на необходимость реализации решения. Экономический фактор – воздействие различных форм материального поощрения.

Классификация управленческих решений:

1. По роли достижения цели: Стратегические, тактические.

2. По временному признаку: Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

3. По определенности результата: Детерминированные, вероятностные.

4. По степени обязательности исполнения: Директивные, рекомендательные, ориентирующие.

5. По функциональному назначению: планирующие, организующие, регулирующие, координирующие, активизирующие, контролирующие.

6. По широте охвата: общие, специальные.

7. По сфере реализации и по содержанию: Производственные, финансовые, кадровые, технические, экономические, социальные.

8. По способу принятия: Единоличные, коллективные, консультативные, совместные, парламентские.

9. По предопределенности: Запрограммированные, незапрограммированные.

10. По способу выработки: Интуитивные, адаптированные, аналитические (рациональные).

11. По способу фиксации: Документированные, недокументированные.

12. По способу осуществления: Индивидуальные и коллегиальные.

Уровни принятия УР:

1. Рутинный. Рядовая, типичная управленческая проблема. Этот уровень не требует творческого подхода, так как все действия и процедуры заранее предписаны. Ключевыми навыками рутинного уровня являются: неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, соотношение контроля и мотивации.

2. Селективный. Требуется инициатива и свобода действий, но лишь в определенных границах. Перед менеджером несколько вариантов решений – его задача выбрать наиболее подходящий. Ключевые навыки этого уровня: установление целей, планирование, соотношение анализа и развития, анализ информации.

3. Адаптационный. Менеджер должен выработать решение, которое может быть абсолютно новым. Перед руководителем — некий набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Ключевые навыки: идентификация проблем, систематизированное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска.

4. Инновационный. На этом уровне решаются наиболее сложные проблемы. Со стороны менеджера требуется абсолютно новый подход. Ключевые навыки: творческое управление, стратегическое планирование, системное развитие.

Условия и факторы качества решений:

1) знание реальных тенденций развития управленческого объекта;

2) владение методами положительного использования складывающихся тенденций - на деятельность предприятия;

3) Ориентация в общих целях развития экономики страны в целом;

4) Определение задач, вытекающих из этих целей, для управляемого объекта;

5) Четкое представление о состоянии объекта, внешней среды, тенденциях их развития;

6) Владение набором методов перевода управляемого объекта из фактического состояния в желаемое и придание ему необходимых направлений развития;

7) Умение своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку и новые задачи, выдвигаемые рынком, экономической политикой государства.

Этапы разработки и принятия УР:

1. Диагностика проблемы: выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей, установление причин возникновения проблемы, определение характера проблемы.