Основные социологические концепции социализации и инвалидизации
Общие социологические подходы | Понятийный аппарат | Основные идеи | ||
Концепции социализации | Концепции инвалидизации | Концепции социализации | Концепции инвалидизации | |
Структурно-функциональный анализ (Парсонс, Мертон, Дэвис) | Социальная адаптация; интериоризация; поддержание образца; социальная интеграция; органы социализации; отклоняющееся поведение | Инвалиды, дети с ограниченными возможностями. | Устойчивость социальной системы; адаптация индивидов к социальной среде; интеграция индивида в социальную систему; интериоризация общепринятых социальных норм; адаптивные механизмы (Т. Парсонс); Классифицикация типов индивидуальной адаптации к структурной аномии по признаку различения «культурных целей» (ценностей, предписываемых культурой) и «институализированных средств» (норм); Типология способов индивидуальной адаптации к структурной аномии: конформизм; инновация; ритуализм; ретритизм («уход»); бунт (Р. Мертон) | Социальная политика государства в отношении к инвалидам; социальная реабилитация; инвалидность; социальные службы; социальная поддержка семей . |
Социально-антропологический подход (Э. Дюрк-гейм) | Аномия; социальная норма; социальное отклонение; девиация; солидарность; отклонения в развитии личности | Дети с ограниченными возможностями; нетипичные дети | Аномия как отсутствие «органической» социальной солидарности; Аномия как различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества (ценностно-нормативный «вакуум», «отсутствие» норм; низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, их неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения; расплывчатость и противоречивость социальных норм; противоречия между нормами-целями и нормами-средствами) | Формы социальных отношений; социальные институты; механизмы социального контроля |
Символический интеракционализм (Дж.Г. Мид; Ч. Кули) | Социализация индивидуального сознания; рефлексивное социальное «Я»; «зеркальное Я» | Инвалиды | Социализация индивидуального сознания как социальный процесс, приобщение индивидуальных ментальных процессов к «большому сознанию»; Превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я»; Формирование социальной природы индивида («зеркального «Я»); основные элементы самоопределения: 1) образ нашего облика в представлении другого человека; 2) образ его суждения о нашем облике; 3) самоощущение (например, гордость или унижение) на воспринятую нами реакцию других | Символы; роли; становление социального «Я»; стереотипы; самоконтроль |
Классическая социологическая теория, понимающая социология (Вебер, Смелзер) | Социализация; образцы поведения; социальные роли; интеракции; социальные ожидания; культурные ценности; нормы-правила; нормы-ожидания | (Непосредственно в данной теории не упомянуты) Раскрытие субъективного смысла | Адаптивистский и развивающий подходы исследования социализации; Непрерывность процесса социализации; Различия между социализацией детей и взрослых; Социализация как приобретение опыта и осваивание установки, соответствующие социальным ролям; Цели: 1)способствовать интеракции людей на основе социальных ролей; 2) обеспечить сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения Факторы успешной социализации: социальные ожидания, изменения поведения и стремлением к конформизму | Идея субъективно осмысленного действия индивида, ориентированного на поведение других людей; специфические механизмы социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями; определение основных компонентов дивиации — человек, которому свойственно такое поведение; норма или ожидание — критерий оценки поведения как дивиантного, социум, реагирующий на данное поведение |
Становление личности; Я-идентичность («эго-идентич-ность»); социаль-ная идентичность (групповая и психосоциальная) | (Непосредст-венно в дан-ной теории не упомяну-ты, опосре-дованно можно выде-лить разделе-ние на этапы становления индивида) «Упрощен-ное проявле-ние знаков» | Социокультурный контекст становления личности; психосоциальное развитие человека в течение всего жизненного цикла; восемь последовательных стадий психосоциального становления индивида, характеризующихся специфическими задачами | (Непосредственно в данной теории не упомянуты) целостность восприятия мира в примитивных культурах; сопоставления образов социальной нормы в примитивных культурах | |
Задачи развития на каждом этапе: для младенческого периода – формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения; для раннего возраста – борьба за собственную независимость от взрослых и самостоятельность против стыда и сильного сомнения в своих действиях; для игрового возраста– развитие активной инициавы, появление чувства вины и моральной ответственности за свои желания; в период обучения в школе – получение навыков трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда; в подростковом или раннем юношеском возрасте –ключевая стадия идентичности, первое цельное осознание себя и своего места в мире, окончание поиска себя в различных ролях; конец юности и начало зрелости –решение взрослых задач, поиск спутника жизни и близких дружеских связей; в зрелый период –борьба творческих сил человека против косности и застоя; в период старости формируется окончательное цельное представление о себе | ||||
Теория взаимодействия психических и социальных факторов в процессе становления личности (Э. Фромм) | Социализация; «продуктивный характер» личности; « бегство от свободы» | (Непосредственно в данной теории не упомянуты) | Субъектность индивида социальном процессе; Психические процессы первичны и во многом определяют структуру социальных феноменов; Соответственно пяти формам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникает пять способов адаптации к социуму: рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный, продуктивный | (Непосредственно в данной теории не упомянуты) идея социального характера; функции социального характера; семья — психический представитель общества; средства, методы и способы воспитания детей |
Феноменоло-гические теории (Бергер, Луман, Щюц) | Интернализация; первичная социализация; вторичная социализация; «Значимые другие»; «обобщенные другие»; объективации | Дети с ограниченными возможностями; нетипичные дети | Социализация — всестороннее и последовательное вхождение индивида в обьективный мир общества или «отдельную его часть»; С первичной социализацией связаны «значимые другие», формирование в сознании образа «обобщенного другого» — общества, субъективное установление целостной идентичности; В процессе вторичной социализации — «биологические ограничения становятся менее важными для процессов освоения социальной реальности, которые теперь устанавливаются в терминах внутренних свойств приобретенного знания, то есть в терминах основополагающей структуры этого значения»; Феноменологическое понимание объясняет процесс социализации индивидов с ограниченными возможностями, которые могут пользоваться различными (сохраненными) знаковыми системами в освоении социальности (взамен утраченных) | Процессы социального конструирования реальности; специфика повседневного восприятия инвалидности, мышления и деятельности; агенты конструирования; продукт конструирования |
Концепция социализацион-ной нормы (А.И. Ковалева) | Типы социализа-ции; социализа-ционная норма; типы социальной нормы; социализа-ционная норма; отклоняющаяся социализация Социальный вывих; отклонения в развитии личнос-ти | Индивид с ограничен-ными воз-можностями; социализа-ция неслы-шащих; | Типы социализации:По характеру социальности: естественный, примитивный, сословный, стратификацион-ный, единообразный, паттерна-листский, комформистский, моносоциокультурный, поли-социокультурный и др.; по характеру социализационного процесса: профессиональная,познавательная, правовая, трудовая и др.; по результативности: успешная, нормативная, кризисная, отклоняющаяся, принудитель-ная, реабилитационная,ускоренная, запаздывающаяи др.; девиация как крайняя фор-ма отклоняющей социализации | |
Биологизаторс-кая концепция развития ребен-ка | Социальный вывих; отклоне-ния в развитии личности | Нетипич-ный ребе-нок; дефект; дети-инва-лиды | Особенности социализации детей-инвалидов должны исходить из рассмотрения этих индивидов как нормальных, способных осваивать социальность, но иными способами, путями, средствами, чем типичные индивиды Субьективность личности в процессе ее воспитания, соци-альный характер воспитания; Воспитание из человека как биотипа формирует человека как социотип; Объяснение отклонений в раз-витии личности на основе как бологической, так и социаль-ной обусловленности этого процесса, анализ влияний социальной среды на личность | Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями; Педология (синтез педагогики и психологии) характеризовалась междисциплинарным подходом к изучению целосного ребенка; формирование подходов психодиагностики по отношению к детям-инвалидам |
Новая теория воспитания (П.П. Блонский) | Моральная дефективность; нравственное уродство; отклонения в нравственном развитии | Дефектив-ность | Необходимость рассмотрения психики как результат эволюции и целостного подхода к изучению ребенка; Нравственность как сложное явление не биологического, а социального порядка | Доказательство научной несостоятельность теории моральной дефективности, согласно которой нравственное уродство определялось как специфическое психическое заболевание, не связанное с другими отклонениями в психическом и физическом развитии ребенка |
Т. Парсонсу принадлежит разработка социального понятия "роль больного", введенного в 1935 г. Гендерсоном[3]. Рассматривая болезнь как форму социального отклонения, при которой индивид играет специфическую социальную роль, ученый разработал модель этой роли больного. Модель описывается четырьмя характеристиками: больной освобождается от обычных социальных обязанностей; больной индивид не считается виновным в том, что он болен; поскольку болезнь социально нежелательна — больной стремится скорее выздороветь и обращается за компетентной профессиональной помощью; ожидается, что в рамках этой социальной роли индивид будет соблюдать предписания компетентного врача[4]. В рамках данной социальной модели Т. Парсонс не рассматривает в качестве болезни такие психофизические состояния, как алкоголизм, беременность, инвалидность, поскольку при этих состояниях человек не освобождается от социальных обязанностей.
Важными в разработке теории социальной реабилитации являются подходы к понятию инвалидности, предложенные Н. В. Васильевой, рассмотревшей восемь социологических концепций инвалидизации.
В структурно-функциональном подходе (К. Дэвис, Р. Мертон, Т. Парсонс) рассмотрены проблемы инвалидности как специфического социального состояния индивида (модель роли больного Т. Парсонса), социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Предложены понятия: "дети с ограниченными возможностями", "инвалиды". В отечественных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т. А. Добровольская, И. П. Каткова, Н. С. Морова, Н. Б. Шабалина и др.
В рамках социально-антропологического подхода (Э. Дюркгейм) в отношении инвалидизации исследовались стандартизированные и институциональные формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального контроля. Использована терминология для обозначения детей-инвалидов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностями. В отечественных трудах данный подход продолжили А. Н. Суворов, Н. В. Шапкина и др.
Макросоциологический подход к изучению проблем инвалидности отличает социально-экологическую теорию У. Бронфебреннера, продолженную в отечественных исследованиях В. О. Скворцовой. Проблемы инвалидности рассматриваются в контексте "воронки" понятий: макросистема, экзосистема, мезосистема, микросистема (соответственно политические, экономические и правовые позиции, господствующие в обществе; общественные институты, органы власти; взаимоотношения между различными жизненными областями; непосредственное окружение индивида).
В теориях символического интеракционализма (Дж. Г. Мид, Н. А. Залыгина и др.) инвалидность описывается посредством системы символов, характеризующих эту социальную группу лиц с ограниченными возможностями. Рассматриваются проблемы становления социального "Я" инвалида, анализируется специфика этой социальной роли, устойчиво воспроизводимые стереотипы поведения самих инвалидов и отношение к ним социального окружения.
В рамках теории наклеивания ярлыков или теории социентальной реакции (Г. Беккер, Э. Лемертон) для обозначения лиц с ограниченными возможностями появляется понятие "девианты". Инвалидность рассматривается как отклонение от социальной нормы, носителям этой девиации наклеивается ярлык — инвалид. В рамках этой социоцентристской теории изучаются социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения отношения к нему общества в целом через изучение феноменов социального контроля, социальной реакции. Появляется новое понятие "социальный аттитюд". В отечественных исследованиях на этой методологической базе проблемы инвалидизации изучались М. П. Левицкой и др. [5]
Н. В. Васильева отдельно рассматривает теорию стигматизации И. Гоффмана. В этой также социоцентристской теории изучаются социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения отношения к нему общества в целом, проблема инвалидов мыслится в понятиях "девианты", понятие "стигма" в данном аспекте близко к понятию "наклеивание ярлыка". Рассмотрение механизмов и социальных последствий стигматизации с оговорками можно соотнести с механизмами социальной реакции, социального контроля.
Феноменологический подход отличает социокультурную теорию нетипичности Е. Р. Ярской-Смирновой[6]. Феномен "нетипичного ребенка" формируется и транслируется всем его социальным окружением. Он характеризуется всем многообразием исторически сложившегося этноконфессионального, социокультурного макро- и микросоциума, в котором нетипичный ребенок проходит социализацию. Этот подход продолжен в исследованиях Д. В. Зайцева, Н. Е. Шапкиной и др.
В итоге можно сделать вывод о том, что социальная реабилитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.)[7].
Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.
Вопросы для самоконтроля
1. В поле каких научных подходов рассматриваются проблемы инвалидизации?
2. В чем состоит сущность социализации лиц с ограниченными возможностями?
3. Какой, на ваш взгляд, должна быть государственная социальная политика в отношении инвалидов?
4. Назовите имена отечественных исследователей, занимающихся проблемами социализации и интеграции инвалидов в обществе.
Рекомендуемая литература
1. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.:"Ленато ACT", 1996.
2. Фром Э. Душа человека / Пер. с англ. М., 1992.
3. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности. М, 1999.
4. Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными возможностями. М, 1997.
5. Мухлаева А. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: Автреф. дисс... канд. соц. наук М,2002.