Государственные органы: понятие, виды, принципы организации деятельности (СГУ)

Государственный механизм включает в себя не только государственные органы, т. е. собственно государственный аппарат, но и другие государственные организации: государственные предприятия - фабрики и заводы, государственные учреждения - больницы, учебные заведения и т.п.

Важное место в механизме любого государства занимают, помимо органов, предприятий и учреждений, особые «отряды вооруженных людей»: армия, милиция (полиция), организации пенитенциарной системы (тюрьмы, иные учреждения уголовно – исполнительной системы), которые можно рассматривать как «материальные придатки» государственной власти.

Признаки государственного органа.

Центральное место в структуре механизма любого государства занимает государственный аппарат (орган) — система органов, осуществляющих государственную власть, поскольку именно аппарат государства является основным проводником его политики.

В отличие от предприятий и учреждений, органы государства, как составные части государственного аппарата, обладают характерными признаками:

Во-первых, орган государства — это коллектив людей (единоличное лицо), который профессионально занят управленческим трудом.

Во-вторых, при осуществлении своих функций орган государства наделяется государственно-властными полномочиями, которые реально воплощаются в том, что:

- орган государства выступает от имени государства;

- его распоряжения являются обязательными для адресатов;

- в пределах своей компетенции государственный орган может издавать правовые акты;

- при необходимости исполнение его приказов может быть обеспечено принудительной силой.

В-третьих, орган государства наделяется соответствующими правами и обязанностями(обладаетопределеннойкомпетенцией).

В-четвертых, деятельность государственного органа осуществляется на правовой основе.

С учетом перечисленных признаков можно дать следующее определение: орган государства — это коллектив (единоличное лицо), обладающий определенной компетенцией, государственно-властными полномочиями, действующий на правовой основе, который управляет обществом от имени учредившего его государства.

Классификации органов государственной власти:

- в зависимости от порядка образования различают избираемые (например, парламент страны) и назначаемые (прокуратура) органы;

- в зависимости от численного состава органов - коллективные (министерство внутренних дел) и единоличные (Президент);

- в зависимости от установленного порядка принимаемых решений - единоначальные (министерство обороны) и коллегиальные (парламент);

- по объему прав и обязанностей - общей компетенции (Правительство) и специальной (министерство сельского хозяйства) и т. д.

В соответствии с принципом разделения властей в структуре государственного аппарата различают:

органы законодательной власти (парламент), основное назначение которых заключается в издании законов;

органы исполнительной власти (правительство), чья задача заключается в обеспечении исполнения законов;

органы судебной власти, которые осуществляют правосудие, (рассмотрение юридических споров и дел в сфере конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства).

1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отдельно стоят на этой «лестнице» органы местного самоуправления.

Федеральные органы, или органы государственной власти Российской Федерации, включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и федеральные суды Российской Федерации.

В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами. Внутри федеральных органов государственной власти можно выделить группу высших органов —Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти. Но на территории субъектов Федерации существует ряд территориальных органов федеральной государственной власти, подчиненных федеральной власти.

2. Особое место в системе государственных органов занимает Президент Российской Федерации. Президент РФ – глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование всех органов гос. власти. Избирается гражданами Российской Федерации на 6 лет (поправка внесена в Конституцию законом о поправке от 30.12.2008 года). Один и тот же гражданин не может быть президентом более 2 сроков подряд. Требования к кандидату: гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. В Волгоградской области это областная Дума.

Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов главы государства, издают большое количество организационно-распорядительных актов. К ним относят Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

На уровне субъектов в составе Российской Федерации исполнительная власть представлена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, который возглавляет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Гражданина Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представительным органом субъекта по представлению Президента Российской Федерации.

Органы судебной власти — это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды (например, окружные арбитражные суды), а также суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Судебные органы действуют посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Федеральные государственные органы с особым статусом

В Российской Федерации существуют государственные органы, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

1. Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. 2. Центральный банк Российской Федерации. Центральным банком осуществляется денежная эмиссия РФ. Его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя действует с ним во взаимодействии. Он подотчетен Государственной Думе. 3. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Она осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов — Совет Федерации. Кандидатуры вносит Президент. 4. Центральная избирательная комиссия осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, а также по проведению референдумов РФ. Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов). Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в полном отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти. 5. Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.

return false">ссылка скрыта