Мужья и жены. 1 страница

Бракосочетанiе.

Когда добрыя дети, отправляясь въ какой либо неве-домый для нихъ путь, приходятъ къ своей матери и просятъ ея напутственнаго благословенiя; тогда нежная мать, искренно благословляя ихъ, какихъ задушевныхъ чувствованiй своихъ не выражаетъ, какихъ сердечныхъ благожеланiй при этомъ не изливаетъ?! Такъ же поступаетъ любвеобильнейшая мать наша св. Церковь Христова, когда покорныя чада ея —нареченные женихъ и невеста являются во св. храмъ Божiй, ища и прося ея материнскаго благословенiя на безвестный для нихъ путь супружеской жизни. Чуждые дотоле другъ другу, соединяясь, по указанiю управляющаго всемъ Промысла Божiя, въ одну чету, женихъ и невеста вступаютъ, подлинно, въ новую для нихъ — семейную жизнь, и потому не знаютъ, что ожидаетъ ихъ впереди въ этой супружеской жизни,— радость ли, спокойствiе, или душевныя какiя-либо тревоги, скорби. Въ такомъ случае для нихъ потребно верное напутствiе, необходимо истинное указанiе на предстоящемъ жизненномъ пути. И вотъ св. Церковь, съ любовiю и торжествомъ прiемля въ объятiя брачущихся чадъ своихъ, среди своихъ благословенiй, какихъ трогательныхъ моленiй не изливаетъ о нихъ, какихъ благожеланiй не возвещаетъ имъ?! И эти усердныя мольбы свои, эти благожеланiя она сопровождаетъ торжественными и глубокознаменательными обрядами.

По уставу церковному бракосочетанiе должно быть совершаемо непосредственно после литургiи (Требн.), дабы

БРАКОСОЧЕТАНIЕ. 113

женихъ и невеста благоговейнымъ моленiемъ за литургiей (а по примеру древнихъ благочестивыхъ христiанъ1), очи-щенiемъ себя чрезъ таинства покаянiя и причащенiя свя-тейшихъ Тела и Крови Христовыхъ) достойно приготови­лись къ принятiю благодати таинства брака. Женихъ во св. храме становится по правую а невеста по левую сторону, — такъ соблюдается Богомъ узаконенный чинъ и благоприличiе: мужъ—глава жены и въ порядке стоянiя, первенствуетъ предъ своею женою. Два перстня для обру­чающихся — золотой и серебряный полагаются вблизи другъ друга2) на св. престолъ въ знаменованiе того, что брачущiеся поручаютъ свою судьбу воле Промысла Божiя и отъ Господа, отъ Его св. престола испрашиваютъ бла­гословенiе на свое обрученiе, Женихъ и невеста держатъ въ рукахъ светлогорящiя свечи, чемъ свидетельствуютъ, что и побужденiя къ браку у нихъ самыя светлыя, чистыя, свободныя отъ предосудительныхъ разсчетовъ,—что бракъ есть дело чистое, святое, не боящееся света, какъ боятся этого света грехъ и порокъ. Какъ светло и ярко горятъ свечи: такъ светла, чиста и целомудренна должна быть у брачущихся душа; какъ пламенно горятъ свечи: такою пламенною любовiю они должны гореть во все время супру­жеской жизни другъ къ другу, къ св. Церкви, ихъ благо­словляющей. Крестовидное кажденiе жениха и невесты, по введенiи ихъ внутрь храма, знаменуетъ благодать Все-святаго Духа, действiемъ и наитiемъ которой подобно тому, какъ некогда куренiемъ Товiи (Товит. 6, 18), отгоняется отъ брачущихся вся сила вражiя.

Самые нежные родители не могутъ пожелать люби-мейшимъ детямъ своимъ столько благъ, сколько испра-шиваетъ имъ у Бога св. Церковь при совершенiи таинства

1) Тертул. Къ жене, кн. II Кормчая, кн. 2, гл. 50 „О тайне супружества“.

2) Серебряный убо уклоняйся къ деснымъ, златый ;же къ левымъ,— сказано въ Требнике. Поелику серебряный перстень после перемены достанется жениху, а золотой—невесте: то первый, какъ принадлежащiй мужу, полагается съ правой сто­роны отъ золотаго.

114 БРАКОСОЧЕТАНIЕ.

брака. Едва только женихъ и невеста вступили въ храмъ Божiй для испрошенiя себе благословенiя свыше на супружескую жизнь, св. Церковь тотчасъ же начинаетъ возсылать свои моленiя ко Господу, где проситъ Его о брачущихся другъ другу, о еже податися имъ чадомъ къ продолженiю рода; о еже ниспослатися имъ любви совершенней, мирней и помощи; о еже сохранитеся имъ въ единомыслiи и твердей вере; о еже благословитеся имъ въ непорочномъ жительстве: о яко да Господь Богъ даруетъ имъ бракъ честенъ и ложе нескверное. Затемъ священникъ беретъ съ престола перстни и возлагаетъ на безъимянные пальцы правой руки: жениху—золотой въ знакъ того, что онъ, какъ солнце, долженъ светить своей жене светомъ благоразумiя и благочестiя, а невесте— серебряный1) во образъ того, что она, какъ луна, заимствуетъ свой светъ отъ мужа и должна покоряться ему. Перстень, по древнему обыкновенiю, служитъ печатiю и утвержденiемъ; троекратнымъ обменомъ перстней печатлеется и утверждается полная взаимная доверенность лицъ брачущихся: отселе они вверяютъ другъ другу свои права, честь и спокойствiе; съ этихъ поръ они будутъ жить другъ для друга, будутъ обмениваться другъ съ другомъ всемъ,—и эта взаимность между ними будетъ постоянная, безконечная (какъ въ перстне—круге нетъ конца: такъ и союзъ супружескiй долженъ быть веченъ, неразрывенъ). Женихъ, во свидетельство свей любви и готовности преимуществомъ силъ своихъ вспомоществовать немощи женской, отдаетъ свой золотой перстень невесте, а эта, въ знакъ своей преданности мужу и готовности принимать помощь отъ него, свой серебряный перстень взаимно отдаетъ жениху. Теперь обрученные приближаются къ аналою, на которомъ лежатъ св. Евангелiе и крестъ Христовъ; этимъ Церковь внушаетъ, чтобы во всехъ путяхъ своей жизни, при всехъ предпрiятiяхъ и начинанiяхъ, всегда супруги имели предъ взо-

1) Въ случае неименiя таковыхъ, у жениха долженъ быть медный (желтый), а у невесты— оловянный (белый).

БРАКОСОЧЕТАНIЕ. 115

ромъ законъ Христовъ, начертанный въ Евангелiи, чтобы въ язвахъ распятаго на кресте Христа Спасителя искали себе утешенiя среди треволненiй житейскихъ. При этомъ св. Церковь словами св. Псалмопевца, изображающаго блаженное состоянiе богобоязненныхъ людей въ ихъ супружескомъ, семейномъ быту, отвечаетъ на вопросы ума и сердца брачущихся, что ожидаетъ ихъ впереди, какая доля благополучiя готовится имъ. „Блажени вси боящiися Господа, ходящiи въ путехъ Его" (Пс. 127, 1),—вотъ краеугольный камень, вотъ тайна будущаго семейнаго счастiя непреложная, какъ непреложно слово Божiе. Итакъ, истинное счастiе супружескаго союза зависитъ отъ того, какъ супруги будутъ вести себя въ отношенiи къ Богу и св. заповедямъ Его: если новобрачные будутъ благоговеть предъ Богомъ и ходить путями Его, исполнять заповеди Его, то самъ Господь силою Своего могущества и премудрости будетъ устроять внутреннее и внешнее благо ихъ жизни тамъ, где чуждающееся Бога встречаютъ одне неудачи и скорби... Обрученные женихъ и невеста становятся на одно „подножiе" (на разостланный кусокъ матерiи) въ знакъ того, что они должны будутъ разделять одинаковую участь во всемъ какъ счастливую, такъ и не благополучную1),— всенародно предъ крестомъ и Евангелiемъ объявляютъ свое благое и непринужденное произволенiе на вступленiе въ бракъ, после чего начинается совершенiе самаго венчанiя.

Видите, братiе, по требованiю св. Церкви, женихъ и невеста должны вступать въ бракъ по взаимному согласiю и желанiю: не принужденное расположенiе ихъ другъ къ другу служитъ ручательствомъ семейнаго счастiя въ супружестве и однимъ изъ важнейшихъ условiй законности брака.

1) Между темъ какъ некоторые суеверно думаютъ, будто это подножiе можетъ доставить въ будущей супружеской жизни господство тому изъ супруговъ, который первымъ вступил, на подножiе. Равно какъ по суеверiю же многiе новобрачные считают грехомъ приходить въ первый годъ своего брачнаго сожитiя къ исповеди и св. причастiю.

116 БРАКОСОЧЕТАНIЕ.

Тяжко, поэтому, грешатъ те родители, которые женятъ сыновей своихъ и отдаютъ дочерей въ замужество, не спра­шивая о согласiи ихъ на вступленiе въ бракъ, или, еще хуже, зная объ ихъ несогласiи, принуждаютъ ихъ вступить въ бракъ: не на счастливую жизнь обрекаютъ они детей своихъ, а на скорби и раздоры1). Впрочемъ, сердечное взаимное сближенiе жениха и невесты, внушаемое словомъ Божiемъ (Быт. 24, 57—58; 28, 1—2), должно быть освящено благословенiемъ родителей и заступающихъ место ихъ (Суд. 14, 1—3). Грешно поступаютъ и дети, когда вступаютъ въ супружество безъ благословенiя своихъ родителей: молитвы родителей, благословенiе ихъ, по свидетельству слова Божiя, утверждаетъ дома детей (Сир. 3, 9), т. е. скрепляетъ счастiе и благополучiе семейной жизни детей.

Итакъ, по изъявленiи женихомъ и невестою предъ лицемъ Самаго Господа и предъ всею Церковiю, взаимнаго согласiя на вступленiе въ бракъ, служитель алтаря Господня приступаетъ къ совершенiю самаго венчанiя. Устами священника въ трогательныхъ молитвахъ св. Церковь вспоминаетъ Самимъ Богомъ благословенные браки св. праотцевъ нашихъ и призываетъ на брачущихся тоже благословенiе Господне, коего сподобились они; молитъ Всевышняго сохранить брачущихся, какъ сохранены были Ной въ ковчеге, Iона во чреве китове и три отрока въ пещи Вавилонской, — даровать новымъ супругамъ единомыслiе душъ и телесъ, долгоденствiе, венецъ неувядаемый на небесахъ, даровать отъ росы небесныя свыше и отъ тука земнаго, вина и елея и всякiя благостыни, дабы они могли, „всякое самодовольство имуще", преподавать и требующимъ. Вместе съ темъ пастырь церкви умоляетъ Господа помянуть не только самихъ брачущихся, а и ро-

1) Напрасно родители не присутствуютъ въ храме при бракосочетанiи детей кому и помолиться первее всего при венчанiи, после самихъ брачущихся, какъ не родителямъ ихъ? Помимо того: своимъ присутствiемъ въ храме родители лучше всего свидетельствовали бы о своемъ согласiи на бракъ детей.

БРАКОСОЧЕТАНIЕ. 117

дителей ихъ, „зане молитвы родителей утверждаютъ основанiя домовъ..." Но вотъ настала важнейшая, торжествен­нейшая, святейшая во всемъ чинопоследованiи венчанiя минута. На благословенную чету возлагаются венцы— знаменiя царской власти. — и этимъ преподается брачущимся благословенiе соделаться родоначальниками, какъ бы князьями дома, царями всего будущаго потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властiю ко благу подвластныхъ имъ. Помимо того, поелику въ древности венцами украшались главы победителей, возложенiе венцевъ на жениха невесту служить для нихъ какъ бы наградою за ихъ целомудренную жизнь до брака. „Венцы, объясняетъ св. Златоустъ, полагаются на главахъ брачущихся въ знаменiе победы,—для того, чтобы показать, что они непобедимые страстiю до брака, таковыми приступаютъ и къ брачному ложу, т. е. въ состоянiи победителей похоти плотской. А если кто, былъ уловленъ сладострастiемъ, отдалъ себя блудницамъ: то для чего ему, побежденному, иметь и венецъ на главе своей"? Подлинно, что должны мыслить и чувствовать при возложенiи венцовъ брачущiяся лица, не сохранившiя до брака своего целомудрiя?.. должны чувствовать себя недостойными венцовъ, и въ этомъ глубокомъ сознанiи собственнаго недостоинства пусть примутъ они твердое намеренiе изгладить свои прежнiя грехопаденiя покаянiемъ и богоугодными делами. При возложенiи венцовъ на жениха и невесту служитель алтаря Господня произноситъ тайно-действенныя слова (Венчается рабъ Божiй... венчается раба Божiя...) и, трижды (въ честь св. Троицы) благословляя обоихъ, трижды же возглашаетъ: Господи Боже Нашъ, славою и честiю венчай я (ихъ)! Господи! какъ бы говоритъ этими молитвенными словами священникъ, какъ эта чета украшена теперь венцами, такъ украшай брачный союзъ этотъ во всю жизнь ихъ славою и честiю, всеми дарами Своего благословенiя; да сiяютъ новые супруги въ жизни чистотою и святостiю, как сiяютъ ихъ

118 БРАКОСОЧЕТАНIЕ.

венцы, — и да сподобятся венцовъ небесныхъ, уготованныхъ въ будущей жизни победителямъ, побеждающимъ лукавые обычаи мiра сего и всякую похоть вредну, подаваемыхъ за соблюденiе супружеской верности, за подвиги христiанскiе.

Такъ св. Церковь тайнодейственно низводитъ на брачущихся благодать Всесвятаго Духа, освящающую ихъ супружество, естественное рожденiе и воспитанiе детей. Съ этой минуты женихъ есть уже мужъ своей невесты, невеста—жена своего жениха; съ этой минуты мужъ и жена связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: „что Богъ сочеталъ, того человекъ да не разлучаетъ" (Матф. 19, 6). Теперь супругамъ необходимо узнать свои обязанности въ отношенiи другъ къ другу,—и вотъ Церковь Христова предлагаетъ въ читаемомъ при бракосочетанiи апостольскомъ чтенiи истинное ученiе о взаимныхъ обязанностяхъ мужа и жены. Брачный союзъ, по ученiю слова Божiя, есть тайна великая (Ефес. 5, 32), вследствiе того, что онъ представляетъ собою отпечатокъ, отображаетъ въ себе духовно-благодатный союзъ Христа Спасителя съ Церковiю. Чистая, неизменная взаимная супружеская любовь, знаменуя собою любовь Спасителя къ Церкви, является источникомъ всехъ супружескихъ добродетелей, источникомъ взаимнаго семейнаго спокойствiя и счастiя; она облегчаетъ все трудности, скорби и болезни супружескаго состоянiя, — она дары счастiя возвышаетъ и нужды бедности делаетъ сносными. Мужъ есть глава жены, говорить св. ап. Павелъ, какъ и Христосъ глава Церкви (23 ст.). Но Спаситель до того возлюбилъ Церковь, что предалъ себя за нее (25 ст.), умеръ на кресте ради ея святости и непорочности: такъ и мужъ долженъ любить свою жену, какъ самого себя (33 ст.), долженъ любить до готовности положить, въ случае на­добности, самую жизнь за свою жену, дабы доставить ей истинное спасенiе. Мужья должны любить своихъ женъ, какъ свои тела, учитъ тотъ же св. Апостолъ: любящiй

БРАКОСОЧЕТАНIЕ. 119

_______________________________________________________________________ _____

свою жену любитъ самого себя (28 ст.). Итакъ, мужъ дол­женъ быть главою своей жены, но не безразсудною, не скудоумною, не ветренною, а главою разумною, промысли-тельною; мужъ долженъ быть главою жены, но не для того, чтобы мучить жену жестокосердiемъ, холодностью, непомерными требованiями (жена есть тело мужа: если же голова станетъ пренебрегать теломъ, то пропадетъ и сама), а—для того, чтобы, по слову Божiю, благоразумно обращаться съ женой, какъ съ немощнейшимъ сосудомъ, оказывая ей честь какъ сонаследнице благодатной жизни (1 Петр. 3, 7), чтобы быть всегда и везде образцомъ для жены своей, и съ христiанскою кротостiю замечать и исправлять недостатки ея. Мужъ долженъ быть истиннымъ другомъ и попечителемъ неразлучной спутнице своей, долженъ искать отрады себе и утешенiя не на стороне, не въ чужихъ домахъ и собранiяхъ, а у себя дома вблизи своей жены, которая оставила домъ родителей своихъ ради мужа и всего ожидаетъ отъ него одного... Какъ Церковь повинуется Христу, такъ и жены своимъ мужьямъ во всемъ какъ Самому Господу (Ефес. 5, 22, 24), повелеваетъ слово Божiе; но отнюдь жена не должна властво­вать надъ мужемъ.,.: ибо прежде созданъ Адамъ, а потомъ Ева; и не Адамъ прельщенъ, но жена прельстившись впала въ преступленiе (1 Тим. 2, 12—14). Церковь Христова свято и богобоязненно исполняетъ волю Господа: такъ должна поступать и жена въ отношенiи къ мужу своему. Жена должна стараться блюсти честь и имя того, кому сочеталъ ее Всеблагiй Промыслитель, привлекать къ себе расположенiе мужа не плетенiемъ волосъ, ни золотомъ, ни жемчугомъ, ни многоценною одеждою (1 Тим. 2, 9), а своею разумною покорностiю, ненарушимою верностiю, кроткими внушенiями, добрыми распоряженiями въ доме и всеми способами, которые даруетъ великое имя помощницы мужа.

Другой назидательный урокъ преподается супругамъ въ положенномъ при бракосочетанiи евангельскомъ чтенiи

120 БРАКОСОЧЕТАНIЕ.

о браке въ Кане Галилейской. Бедная чета, не имевшая средствъ припасти достаточно вина для угощенiя брачныхъ гостей, была, однако, достойна того, чтобы Самъ Господь Iисусъ Христосъ съ Своею Пречистою Матерiю почтили бракъ Своимъ присутствiемъ, чтобы Сама Царица небесная обратила на бедность ея Свое вниманiе и умолила Сына Своего помочь нужде новобрачныхъ чудеснымъ претворенiемъ воды въ вино. Итакъ, бедность нисколько не препятстуетъ супругамъ христiанскимъ богатеть благочестiемъ: благоустроенная жизнь человека, по слову Христову, не зависитъ отъ изобилiя его именiя (Лук. 12, 15). Если новобрачные будутъ полагать главное сокровище свое въ Боге, если будутъ украшаться христiанскимъ благочестiемъ и исполнять заповеди Христовы во все дни жизни своей: то Господь Богъ, „сподобивый въ Кане Галилейской честный показати бракъ Своимъ присутствiемъ, Самъ ущедритъ ихъ и исполнитъ домъ ихъ пшеницы, вина и елея и всякiя благостыни, даруетъ обильное пропитанiе для супруговъ и домочадцевъ, даруетъ Свое святое благословенiе на все труды ихъ, на села и поля, на домы и скоты ихъ, дабы все умножалось и сохранялось" (Требн.)... По прочтенiи евангелiя преподается новое наставленiе супругамъ. Приносится чаша съ краснымъ виномъ, священникъ благословляетъ ее и даетъ бракосочетавшимся троекратно вкушать изъ нея въ знакъ того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у нихъ должно быть общее—одни желанiя и намеренiя, и что все они должны делить между собою пополамъ — и счастiе и несчастiе, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги. По вкушенiи изъ чаши пастырь церкви, соединивъ десницы супруговъ и покрывъ ихъ концомъ епитрахили (въ знаменiе того, что они соединились во Христе, и что мужъ чрезъ руки священника получаетъ жену отъ самой церкви), троекратно обводитъ новобрачныхъ кругомъ аналоя, выражая этимъ обхожденiемъ ихъ радость, духовное ликованiе. Кроме того, такъ какъ повто-

БРАКОСОЧЕТАНIЕ. 121

ряемый кругъ всегда служить знакомь вечности, круго-образнымъ обхожденiемъ бракосочетавшiеся являютъ знаменiе того, что они будутъ хранить свой супружескiй союзъ вечно, пока будутъ живы, и выражаютъ обетъ ни по какимъ причинамъ не расторгать брака; обхожденiе совершается трижды во славу Св. Троицы, Которая, такимъ образомъ, призывается во свидетельство обета супруговъ. По окончанiи шествiя снимаются венцы съ новобрачныхъ при особыхъ приветствiяхъ, въ которыхъ служитель Божiй желаетъ имъ возвеличенiя отъ Бога, веселiя, умноженiя потомства и храненiя заповедей Божiихъ. Наконецъ брако­сочетавшiеся, мужъ и жена, даютъ другъ другу целованiе,—и чинъ венчанiя оканчивается.

Видите, братiе и сестры о Христе, какъ все благообразно и къ назиданiю нашему совершается въ священнодействiи брака; какъ все возносить насъ отъ земли къ небу! Господь нашъ Iисусъ Христосъ для того и благоволилъ освятить брачный союзъ благодатiю таинства, чтобы супруги христiанскiе, представляя таинственный образъ святейшаго союза Его съ церковiю и вспомоществуемые благодатiю таинства, украшались богоподобными совершенствами. Судите же теперь какъ не хорошо мы поступаемъ, когда праздникъ брака христiанскаго проводимъ въ разсеянности, окружаемъ разными видами неприличныхъ, не христiанскихъ, богопротивныхъ действiй... Многiе изъ насъ любятъ собираться въ храмъ Божiй при совершенiи таинства брака. Но для чего? Для того ли, чтобы вместе съ священнослужителями усердно помолиться Всевышнему, да ниспошлетъ Онъ Свое благословенiе на брачную чету, да оградить ея семейную жизнь миромъ, любовiю. благоденствiемъ? Единодушная наша общая молитва о брако­сочетающихся какъ была бы согласна съ христiанскою любовiю къ нимъ, какъ была бы полезна для нихъ въ эти важнейшiя въ ихъ жизни минуты, въ которыя начинается для нихъ новый порядокъ жизни! Между темъ какое безчинiе и неблагоповеденiе часто бываетъ въ это

122 БРАКОСОЧЕТАНIЕ.

время во храме Божiемъ! Тутъ мы и разговариваемъ между собою, и смеемся, и переходимъ съ места на место, и становимся часто спиною къ св. иконамъ, къ царскимъ вратамъ, къ престолу Божiю: вместо того, чтобы молить Всеблагаго Господа о ниспосланiи благословенiя на брачущихся и объ умноженiи благодатныхъ даровъ, мы будто намеренно хотимъ воспрепятствовать излiянiю благодати Божiей и отстранить благословенiе Господне. Смотря на наши безпорядки во время венчанiя, можно подумать, что не ученики Спасителя здесь, а враги, самые дерзкiе враги, безславятъ Его, ругаются надъ Его Церковiю, надъ Его таинствомъ въ Его же доме. Но если Господь изгналъ изъ храма Iерусалимскаго продающихъ и покупающихъ, то думаемъ ли мы, что Онъ равнодушно взираетъ на наши безчинiя въ св. храме Его; Домъ Мой есть домъ молитвы, скажетъ Онъ некогда всемъ дерзкимъ нарушителямъ святыни храма Его? а вы сделали его вертепомъ разбойниковъ (Лук. 19, 46). Если бы царь земной явился среди насъ на бракъ и почтилъ своимъ присутствiемъ наше торжество, мы вели бы себя благочинно и крайне осторожно: какъ же далеки должны быть отъ насъ всякое движенiе безчинное, всякое слово праздное, всякая мысль лукавая и нечистая; какъ благовейно и внимательно мы должны стоять во храме въ то время, когда испрашивается благословенiе Господне для новой четы, когда незримо съ нами присутствуетъ Самъ Господь Iисусъ Христосъ подобно тому, какъ Онъ присутствовалъ на браке въ Кане Галилейской?

На брачномъ торжестве св. церковь дозволяетъ намъ веселiе и радость, но желаетъ, чтобы радость и веселiе наши были чисты, святы, достойны того великаго таинства, ради коего они дозволяются. „Бракъ и учрежденiе на немъ (пиръ), говоритъ Церковь Христова въ руководство намъ, со всякою тихостiю и подобающею христiанамъ честностiю во славу Божiю да бываетъ, не козлогласованiемъ дiавольскимъ, ни плясанiемъ и пiянствомъ, яже христiанамъ

О НЕРАСТОРЖИМОСТИ БРАКА. 123

запрещена суть; супружество бо есть дело святое; темже и свято сiе совершати достоитъ". „Бракъ долженъ быть провождаемъ благочинно, христiанскимъ образомъ, а не языческимъ, безъ песней скверныхъ и соблазнительныхъ, безъ криковъ содомскую паче, нежели христiанскую свадьбу показующихъ; а также безъ волшебства и всякихъ скверныхъ действiй". Позваннымъ на бракъ подобаетъ скромно, честно и съ благоговенiемъ вечеряти или обедать, какъ прилично христiанамъ, изрекли древле святые и богоносные отцы на соборе. Скромное, благоговейное наше пиршество брачное благословитъ и Самъ Господь, освятившiй бракъ въ Кане Галилейской Своимъ присутствiемъ и совершенiемъ перваго чуда.

О нерасторжимости брака.

Святые праведные Богоотцы Iоакимъ и Анна, коихъ. св. церковь ублажаетъ 9-го сентября, въ жизни своей, на ряду со многими высокими качествами веры и благочестiя, представляютъ намъ примеръ твердаго и неизменнаго до конца жизни сохраненiя союза супружескаго. Они были безчадны и это было, особенно въ то время, великимъ несчастiемъ для супруговъ, поношенiемъ предъ людьми и признакомъ лишенiя Божiя благословенiя. Безчадные, не оставившiе семени въ Израиле, лишались права на ряду съ прочими израильтянами приносить жертвы предъ Богомъ. Iоакимъ, по праву законному, могъ развестись съ своею без-плодною супругою, но онъ былъ такъ проникнутъ мыслiю о святости и неразрывности супружества, что до самой старости терпелъ поношенiе безчадства, неся крестъ сей съ благодушiемъ и покорностiю воле Божiей. За то и утешенъ былъ онъ отъ Бога рожденiемъ Преблагословенной дщери, предъизбранной быть Матерiю Христа Бога.

124 О НЕРАСТОРЖИМОСТИ БРАКА.

Такъ, братiе, въ лице ветхозаветныхъ праведниковъ дается намъ указанiе на то, что союзъ супружескiй долженъ быть нерасторжимъ. Но эта истина съ большею силою и непререкаемостiю утверждена въ Евангельскомъ законе уже безъ всякихъ уступокъ и послабленiй, какъ это было допущено, въ ветхозаветномъ законе по жестокосердiю Iудеевъ. Евангелiе прямо и решительно требуетъ отъ христiанскихъ супруговъ нерасторжимости брака. Однажды къ Iисусу Христу приступили фарисеи съ вопросомъ: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться съ женою своею? Спаситель сказалъ, что при самомъ сотворенiи людей брачный союзъ установленъ Богомъ для неразрывнаго соединенiя супруговъ въ одну плоть и это учрежденiе Божественное не можетъ быть разрушаемо по произволу человеческому. „Еже убо Богъ сочета, человекъ да не разлучаетъ" (Мф. 19, 3-6), сказалъ Господь. Законъ христiанскiй строго ограждаетъ ненарушимость брачнаго союза потому, что отъ сего зависитъ благо жизни нашей и поддерживается достоинство нашей природы. Узаконенная Богомъ нерасторжимость брака должна показывать людямъ, что ихъ брачный союзъ не можетъ ограничиваться однимъ чувственнымъ и случайнымъ сближенiемъ половъ, по подобiю сближенiя неразумныхъ животныхъ, но долженъ основываться на нравственномъ общенiи людей въ единстве любви и взаимопомощи къ достиженiю высшихъ целей жизни. „Не добро быти человеку единому, сотворимъ ему помощника по нему" (Быт. 2, 18), такъ определилъ Самъ Господь цель супружества при сотворенiи первой четы, изъ которой, при вседейственномъ благословенiи Божiемъ, какъ изъ плодотворнаго семени, возросло многоцветное древо рода человеческаго. Соответственно такому назначенiю супружескаго союза быть первоначальнымъ зерномъ жизни народной, само собою понятно, и сохраненiе этого союза въ чистоте и ненарушимости должно быть деломъ величайшей важности для благоустройства нашей жизни домашней и общественной. Подлинно, только такъ чело-

О НЕРАСТОРЖИМОСТИ БРАКА. 125

веческiя общества могутъ возвышаться въ силе и числен­ности, преуспевать въ доблестяхъ гражданскихъ, насла­ждаться довольствомъ и миромъ, где супружескiе союзы блюдутся свято и ненарушимо, служатъ хранилищами добрыхъ отеческихъ преданiй, откуда подростающiя поко-ленiя могутъ заимствовать живые примеры и побужденiя къ совершенiю всего добраго, честнаго и справедливаго. Когда же этотъ первоначальный родникъ жизни засоряется и повреждается преобладанiемъ чувственности и животныхъ стремленiй, не откуда обществу почерпать силу и залогъ къ своему преспеянiю и благоустройству. Шатко бываетъ его положенiе, когда основы семейнаго быта расшатаны легкомысленнымъ отношенiемъ супруговъ къ брачному союзу, оканчивающимся, обыкновенно, несогласiемъ и разводомъ. И какъ стали часты эти разводы въ нынешнее время! Сколько предъ нашими глазами проходитъ печальныхъ примеровъ того, какъ не только недавно повенчавшiеся расходятся, но решаются на это несколько летъ жившiе въ супружестве и имеющiе детей! Не тяжко ли согрешаютъ такiе люди предъ Богомъ, разрывая освященный Богомъ брачный союзъ по своенравiю, или по гнусной похоти? Не грешатъ ли они и предъ всемъ обществомъ, внося въ общественную жизнь гибельное разстройство и подавая соблазнительный примеръ своимъ пренебреженiемъ къ столь великому для блага человечества закону Божественному о нерасторжимости брака? А сколько вреда такiе люди причиняютъ себе и всему семейству и какъ часто многимъ приходится горько оплакивать свое неблагоразумiе и злонравiе, приводящее къ пагубному разводу? Стоило бы только супругамъ при первомъ возникшемъ несогласiи вооружиться некоторою долею терпенiя, смириться въ душе и подать другъ другу руки примиренiя; тогда несчастiе было бы отвращено и прожили бы супруги весь векъ вместе, не испытавъ бедственнаго раздора. Но, къ сожаленiю, мало въ людяхъ смиренiя и преданности воле Божiей, отъ того ни одна

 

126ВЫБОРЪ ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ.

сторона изъ поссорившихся супруговъ не хочетъ уступать и начало вражды, такимъ образомъ, крепнетъ и искра раздора обращается въ неудержимый пламень, поглощающiй все благосостоянiе человека. Положимъ, во взаимныя отношенiя супруговъ иногда входятъ весьма важныя причины, ведущiя къ разводу, такъ что законъ о нерасторжимости брака можетъ казаться труднымъ игомъ. Но труденъ этотъ законъ только по причине нашего своенравiя и нетерпенiя. Для человека, преданнаго Богу и исполненнаго любви къ ближнимъ, нетъ такого зла, котораго бы онъ, при помощи Божiей, не препобедилъ своимъ терпенiемъ и кротостiю. Если, по закону христiанскому, мы должны относиться ко всемъ снисходительно, терпеливо носить тяготы другихъ, исправляя другъ друга въ духе кротости (Галат. 6, 1—6), темъ более такъ должны относиться другъ къ другу христiанскiе супруги, давшiе предъ Богомъ обещанiе проводить жизнь въ единомыслiи и любви.

Выборъ жениха и невесты.

Прiятно и радостно смотреть на такую семью, въ которой царствуютъ любовь и миръ между мужемъ и женою, где супруги живутъ общею жизнью, разделяя радость и горе другъ друга, и темъ взаимно облегчая себе все трудности жизни. Но какъ жалко положенiе мужа и жены, когда между ними господствуетъ раздоръ, когда одинъ не чувствуетъ къ другому нежнаго чувства, соединяющаго людей воедино. Къ сожаленiю, въ наше время встречается не мало такихъ супружествъ, въ которыхъ, вместо взаимнаго уваженiя и мира супруговъ, постоянно слышатся ссоры и жалобы другъ на друга. Отчего же это происходитъ? Конечно, много бываетъ причинъ къ тому, но главнейшая изъ нихъ заключается въ неправильномъ выборе лица, съ которымъ кто-либо соединяется узами брака.

ВЫБОРЪ ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ.127

Въ лице праотца Авраама священное писанiе даетъ намъ прекрасный урокъ на этотъ случай. Итакъ, припомнимъ, христiанинъ, женитьбу патрiарха Исаака, сына Авраама. Когда Аврааму исполнилось сто сорокъ, а сыну его сорокъ летъ, онъ призвалъ къ себе вернаго слугу Елiезера и сказалъ ему: „Поклянись мне Господомъ, что ты не станешь искать сыну моему жены между дочерями нечестивыхъ хананеевъ, а пойдешь въ землю родныхъ и оттоле возьмешь Исааку жену". Рабъ далъ клятву и, не откладывая дела, немедленно отправился въ Месопотамiю, где жилъ братъ Авраама Нахоръ. Дошедши до города Харрана, Елiезеръ остановился у колодца и сталъ молиться въ умъ своемъ: „Боже господина моего Авраама! вотъ я стою надъ источникомъ воды, къ которому дочери городскихъ жителей приходятъ черпать воду. Итакъ, сделай, чтобы предназначенная тобою для Исаака девица была та, которая, после моей просьбы напиться изъ ея кувшина, не только напоитъ меня, но еще сама предложить напоить и верблюдовъ моихъ", Не окончилъ онъ этой молитвы, какъ къ колодцу пришла Ревекка, дочь Вафуила, внука Нахора. Когда Елiезеръ попросилъ у ней пить, то она охотно напоила его и его верблюдовъ. Преклоняясь предъ Господомъ, милостиво воззревшимъ на его прошенiе, рабъ Авраама палъ на колени и сказалъ: „Благословенъ Богъ господина моего Авраама, ибо Онъ прямо приводитъ меня въ домъ родственниковъ господина моего. Родственники Ревекки, узнавши отъ Елiезера, зачемъ онъ прiехалъ въ Месопотамiю, и какъ Господь указалъ ему въ Ревекке жену для сына господина его, не стали прекословить, но изъявили свое полное согласiе на предложенiе раба Авраама. „Вотъ,—говорили они, —Ревекка предъ тобою, возьми и поди: пусть она, какъ определилъ ей Богъ, будетъ женою сына господина твоего". Призвали Ревекку и спросили ее, согласна ли она итти съ этимъ человекомъ въ далекую страну; она согласилась. Возвратившись на родину, рабъ разсказалъ Исааку обо всемъ, что было. Тогда Исаакъ ввелъ Ревекку въ шатеръ