Cоциально-педагогический потенциал детско-юношеского оздоровительно-образовательного полевого (палаточного) лагеря

При проектировании процесса организации и проведения любой социально-педагогической формы, большое значение имеют те цели и задачи, ради достижения и решения которых, собственно, и реализуется форма. В данном случае в качестве субъектов определения целей и задач представлены педагоги (руководители детских и молодежных общественных объединений и досугово-образовательных учреждений, педагоги-организаторы, вожатые, общественные деятели, социальные волонтеры и т.п.). Следовательно, необходимо первоначально обозначить те цели и задачи, которые мы считаем наиболее приоритетными и, в той или иной степени, достигаемыми и решаемыми в условиях детско-юношеского оздоровительно-образовательного полевого (палаточного) лагеря. Спектр обозначенных здесь целей и задач, разумеется, не может претендовать на универсальность, но любой автор-разработчик программ деятельности палаточного лагеря, организуемого на определенном уровне, тем не менее, может использовать наши рекомендации (разумеется, с внесением частных корректив), находясь на этапе целеполагания.

Цель:

Создание оптимальных психолого-педагогических и организационных условий для разностороннего саморазвития участников программы смены детско-юношеского оздоровительно-образовательного полевого (палаточного) лагеря.

Задачи:

1) Организация процесса конструктивного взаимодействия (процесса сотрудничества и сотворчества) всех участников смены.

2) Психолого-педагогическое и организационное стимулирование творческой и социальной активности (инициативы) участников смены.

3) Создание условий для гармоничного освоения участниками смены принципов здорового образа жизни.

4) Физическое и социальное закаливание участников смены.

5) Создание оптимальных условий для эффективного освоения участниками смены достаточно обширного комплекса знаний об окружающем мире и себе.

6) Содействие овладению участниками смены навыками эффективной трудовой, творческой, физкультурно-спортивной, туристической и интеллектуальной деятельности.

7) Создание условий для формирования у участников смены досуговой культуры.

8) Создание условий для развития у участников смены таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, работоспособность, гибкость, мобильность, коммуникабельность и т.п.

9) Создание благоприятных психолого-педагогических и организационных условий (социально-комфортного пространства) для комплексной реабилитации участников смены.

10) Содействие стремлению участников смены к дальнейшему сотрудничеству и саморазвитию.

Очевидно, что, в зависимости от достаточно большого числа возможных условий и факторов (контингент и количество участников, кадровый потенциал, тематика и продолжительность смены, место проведения лагеря, материально-техническая база и др.), задачи могут корректироваться: конкретизироваться, менять формулировку, дополняться. Отдельные задачи могут «выпасть» вообще в силу своей неактуальности в определённых условиях и т.д.

Итак, основной (вернее, первой) причиной, «толкающей» руководителей и педагогические коллективы образовательно-досуговых учреждений и общественных объединений на организацию и проведение палаточных лагерей является их малозатратность.

Палаточные лагеря как одна из наиболее эффективных форм организации воспитательной работы с детьми и молодёжью, являются малозатратной формой, так как, при постоянной (из года в год) организации палаточного лагеря, сравнительно большие затраты необходимы только на начальном этапе. В самом начале работы в этом направлении существует необходимость приобретения базового оборудования для организации лагеря (пиломатериалы, палатки, спальники, пенополиуретановые коврики, посуда, инструменты, технические средства, спортивный и туристский инвентарь, канцелярия и др.), которое, правда, нуждается в периодически осуществляемом обновлении.

Разумеется, что это достаточно серьезные расходы (особенно, если соотносить их с потенциальными материально-финансовыми возможностями образовательно-досуговых учреждений и общественных организаций, которые, как правило, и выступают в качестве инициаторов организации такой деятельности). Но, если сравнивать эти расходы с теми расходами, которые необходимы для строительства даже самого «простого» стационарного лагеря (жилые, хозяйственно-административные и спортивно-досуговые корпуса, сложная система коммуникаций, технические помещения, различные механизмы и многое другое), то получившаяся при таком сравнении сумма окажется абсолютно несоотносимой с возможностями любого, даже самого мощного, образовательно-досугового учреждения или общественного объединения (хотя автор и склонен верить в возможность чудес подобного рода – метод «народной стройки», «щедрые» спонсоры, активнейшее участие и победы в конкурсах грантов всех возможных уровней и объёмов и т.п.).

А если ещё учесть и то, в какое, мягко говоря, «не простое» время мы живём, то перспектива (разумеется, ближняя и, разумеется, в рамках рассматриваемого вопроса) окажется далеко не радужной... В качестве эксперимента – попробуйте вспомнить или найти в источниках название загородного детского лагеря, построенного в период после развала СССР, а это, между прочим, уже почти полтора десятка лет (что, в условиях современного стремительного изменения научно-технической, социально-экономической, культурной, этнической и геополитической моделей мира представляет довольно-таки значительный срок). Зато примеров их развала, закрытия или передачи в частные руки – хоть отбавляй (если бы была, конечно, такая возможность).

Так или иначе, но при грамотной, разумной и целесообразной организации деятельности коллектива (руководителей, организаторов, педагогов, самих ребят, их родителей и прочих добровольных помощников) любое образовательно-досуговое учреждение или общественное объединение способно организовать и провести палаточный лагерь. Другое дело, что разным может быть уровень (количество и состав участников, материально-техническая база лагеря, качество разрабатываемых и реализуемых в условиях лагеря программ и пр.). Например, одно дело организовать и провести палаточный лагерь на 20 человек (с такой задачей, в принципе, не сложно справиться, хотя, опять же, всё относительно) и совсем другое - на 200 человек – здесь уже необходимы порою совсем иные (или существенным образом модифицированные) технологии (управленческие, социальные и педагогические) и ресурсы (методические, кадровые, финансовые, материально-технические и др.). Но стоит при этом также отметить, что здесь всё зависит от личности руководителя, способного собрать (или воспитать) команду единомышленников, а также (и это, в общем, очевидно) от накопленного в данной области опыта (другими словами, от того, в течение какого времени, скольких лет организуется и осуществляется на практике такая деятельность).

В дальнейшем (то есть, после того, как приобретена база палаточного лагеря), при организации палаточных лагерей затраты необходимы только на питание, транспорт, канцелярию, видео- и аудиокассеты и пр., зарплату работникам, а также, разумеется, на обновление базового оснащения лагеря (в основном, это туристическое снаряжение, инструмеиокассеты и пр., зарплату работникам, а также, разумеется, на обновление базового оснащения лагеря (в основном, это туристическое снаряжение, инструменты и пиломатериалы).

return false">ссылка скрыта

Также, организация палаточных лагерей (в отличие от стационарных) не требует больших финансовых средств на непосредственно содержание лагеря: свет, воду, топливо для обогрева помещений (как правило, довольно-таки дорогостоящее), а также постоянный ремонт помещений и быстро изнашивающегося оборудования (электрика, сантехника и т.п.).

Кроме того, стационарные лагеря нуждаются в содержании и обслуживании в течение всего года, когда они, в большинстве своём, не заполнены и работают «впустую». База же палаточного лагеря (даже достаточно большого лагеря) может «спокойно» перезимовать в условиях даже небольшого сарая, гаража или склада, для чего практически не требуется привлечения каких-либо средств (кроме частичного, выборочного ремонта туристического снаряжения (в основном, палаток) незадолго до начала лагеря).

Анализ различных источников показывает, что в среднем (как в области, так и по стране) проведение смены в палаточном лагере обходится в 3-4 раза дешевле, нежели в стационарном лагере, что является одной из основных причин развития данного направления в современных условиях.