Ари Мудрый
Адити А., Адити Е.
Руны: Толкование Старшего Футарка, основанное на руническом оракуле и практической магии / Издательств! Общества духовной и психической культуры, 1993.— 98 с.
Настоящая книга — первое на русском языке исследование и обобщение знаний о древних магических символах — рунах.
В книге содержится информация об истории, мифологии, гаданиях, изготовлении талисманов; приводится подробное описание каждой руны с иллюстрациями. В последний раздел включен один из древнейших оригинальных текстов «Старшей Эдды», называемый «Валуспа», или «Прорицание Провидицы».
Материал книги дает возможность не только знакомства с рунами, но и их практического применения.
© А. Адити, текст, 1993
© Е. Адити, иллюстрации, 1993
© «Майтри» переводы, 1993
© Общество духовной и
030524 ЛР 1С1 (03)-93 ISBN 5-86803-003-6 |
психической культуры
ИСТОРИЯ РУН
« А всему, что неверно сказано в этих писаниях
следует предпочесть то, что окажется вернее»
Ари Мудрый
Руны — это древняя магическая система, пиктографически представляющая основные силы природы. Самые ранние рунические формы встречаются вырезанными на костях и стенах доисторических пещер. Рунические символы использовали для предсказаний и магии нордические народы, верящие в контакт с природными силами через призывание соответствующих рун. Много позднее руны были поставлены в соответствие со звуками, и, фонетически представленным, рунический алфавит появился только во втором веке до нашей эры, вероятно, в связи с развитием торговли со средиземноморскими народами. Существовало несколько различных рунических алфавитов, но наиболее общий — германский, или Старший Футарк, получивший свое имя от шести первых букв F, U, ТН, A, R, К. Футарк содержит 24 буквы и разделен на три группы рун: 8 рун Фрейра, 8 Хагала и 8 Тира.
По преданию, руны являются даром Одина, который увидел их на 9-й день, пригвоздив себя копьем к Мировому Дереву Иггдрасиль[*]. Один, проявляющий себя как всепроникающая творящая и образующая сила, известен также как верховный бог скандинавской мифологии, наделенный чертами мудреца и могучего шамана, он властелин валькирий — воинствующих дев, дарующих победы и забирающих павших воинов в чертоги его дворца ВАЛЬГАЛЛУ, У древних германцев Одину соответствовал ВОДАН, «Отец всего сущего Один» — говорят древние скандинавские скальды; сидит среди своего ЭЗИРА в городе АСГАРДЕ, на своем высоком престоле Глидскиалфе, откуда он может видеть весь мир и наблюдать за действиями людей. Он старец, закутанный в широкий плащ, и лицо его заслонено большой шляпой. У Одина только один глаз. В Валуспе описывается, как однажды он отправился к Мировому Дереву (см. руну 2, прим. 1) напиться из источника знания и мудрости, находящегося под одним из его корней. Этот источник охранялся великаном Мимиром. Один, чтобы добиться желаемого, оставил у него свой глаз. Найти это чудо нетрудно, в ясный день посмотрев на отражение в воде его другого глаза — солнца. Различные легенды и мифы по-разному рассказывают об Одине. Одни представляют Одина созвездием «Большой Медведицы» или называют «Дорогой Водана», «Млечный Путь», наряду с этим другие говорят о нем, как об историческом царе северных племен.
Все знания в те времена люди получали от шаманов - жрецов, бывших высшими священниками, учителями, врачами и магами. С помощью рун они способствовали выращиванию урожая, благословляли, лечили, предсказывали. Для людей руны были мистерией в каждом значении этого слова. Известная им связь символов с природными силами и энергиями вселенной, описываемыми мифами как боги, и многовековая вера, богослужения и ритуалы наделили руны огромной силой.
Но вот пришло время христианства, оживившее романский алфавит и потеснившее древние воззрения, впрочем, руны остались существовать наряду с ним. Они по-прежнему наносились на многие предметы, от первых английских монет и украшений до архитектуры, христианами и традиционалистами. Например, так называемый ТЮДОР, взятый из германского стиля Fachwerk, где бревна укладывались специальной рунической формой, придавая постройке магическое значение и дающее силу людям, живущим в таком доме. После норманнского нашествия знаниям о рунах удалось выжить только в наиболее изолированных общинах и старых монастырских архивах. Стать последним убежищем скандинавских преданий, языка, мифологии выпало на долю Исландии. Там древнее учение было сложено в стихи, и примерно в X—XII веках записано.
Вот кубок брат, вождь бранного веча.
В нем смешана сила с мощной славой,
Полон он песен, письмен на пользу
Разных заклятий и радостных рун
Знай ты руны побед, коль разума жаждешь,
И режь их на ручке оружья
По краю меча и по кромке стали,
Дважды тайно вызови ТЮ[†].
Руны воли ты ведай, коль вызволить хочешь
Парусных коней из пены,
Нарежь их на реи, на руль и штевень
И выжги на веслах огнем.
При быстром прибое, при бурных волнах
Без горя выйдешь ты в гавань.
Руны слов ты сведай, чтоб тебе не смели
Злобой воздать.
Их и вьют, их и ткут,
Их всех сразу сводят
На тинге[‡] том, куда толпы придут
На самый последний суд.
Руны браги ведай, коль веришь чужой жене
И хитрой измены не хочешь.
На роге их режь и на кисти рук
И пометь на ногте «Науд»[§].
Осени свой кубок, хранись от козней
И брось в братину порей[**].
Ведомо мне, что вовек ты не выпьешь
С черными чарами меду.
Руны горные помни, коль помощь хочешь подать
Матери в муках родильных.
На ладони их выведи, вей вокруг тела,
Добрым Дисам молись.
Руны леса познай, коль лекарем хочешь ты стать
И ведать разные раны.
На лыке их режь и на листьях ствола,
Что вытянул ветви к востоку.
Руны мысли ты помни, коль самым мудрым
Хочешь на свете слыть.
Их чертил, их читал,
Измыслил их хитрый Хропт[††].
На щит они были нарезаны, что носит богиня блеска,
На уши Арвака, на бабку Алсвина[‡‡],
На резвый обод повозки Рогни[§§],
На зубы Слейпнир[***] и на санный подрез.
На лапу бурого, на язык Браги[†††],
На волчьи кости и на клюв орла,
На кровавые крылья, на мостовые крепи,
На ладонь избавителя, на лекаря след.
На стекла и золото, на серебро светлое,
В вина и в солод, на кресло волвы[‡‡‡],
На лезвие Гунгни[§§§] и на грудь великанши,
На ноготь норны и на нос совы.
Все они были соскоблены, те, что были нарезаны;
В священный замешаны мед
И посланы в дальний путь:
Иные — к альфам, иные — к асам,
Иные — к вещим ванам[****],
Иные — к людям людским.
Это руны бука, это руны брега
И разные руны браги, и славные руны силы.
Кто помнит, не портя, кто помнит, не путая,
Тому они будут во благо.
Коль понял, так пользуйся
До гибели горних[††††].
Выбери ныне (волен твой выбор),
О, крепких копий клен[‡‡‡‡],
Молчать иль молвить, как сам ты мыслишь,
Кончена речь о рунах.
Приведенный здесь отрывок песни относится к текстам «Старшей Эдды». В конце книги мы помещаем один из самых древних текстов «Эдды» «Валуспа» или «Прорицание провидицы», в котором дается рассказ о сотворении мира, его грядущей гибели и возрождении.
Рунические прогнозы
«Так сбывается всякий сон, как он истолковывается»
Исландская пословица
Руны, как и любые другие идеограммы, это, по крайней мере, замороженные символы настоящего состояния или концепции. Их цель — быть инструментом для открытия вашей тождественности с вашими личными, творческими, архетипическими символами. Им никогда не было позволено диктовать чьи-то действия. Способность увидеть ситуацию или предопределять будущее связана не столько с символами, сколько с вашим умом. Знание о рунах имеет «открытый конец». Если вы позволите рунам быть, то увидите их повсюду, каждая руна станет раскрывать свое истинное значение, и вы сможете познавать мир и себя легко, как дети.
Руны для прогнозов делаются из натурального материала. Хорошо, если вы их сделаете сами, наделяя своей энергией, «жизненной силой». Руны могут быть вырезанными и нарисованными. Используйте свою интуицию при выборе цвета. (Традиционно руны не должны быть контрастными). Вырезайте руны с должным уважением к силам природы, с ними связанными. Известно три нордических образца: ХЛУТР — жребий для предсказания, талисман как объект; ТЕИН — веточка, прут, слово или предсказание; СТАФР — табличка, буква или секретное значение. Относительно формы; длина — не более 4 см, ширина — не более 3 см, толщина — не более 1 см.
Тацит указывал на необходимость после того, как руны сделаны, разбросать их случайным образом на белом полотне для вхождения в контакт с энергиями, позволяющими впоследствии получать больше информации, для обеспечения фокуса рунического проекта, и сохранения их в чистоте. Когда вы формируете свой вопрос, будьте уверены в значении формулировки, чтобы он не был расплывчатым. Например: «Что мне необходимо знать, для того чтобы принять верное решение?» или «Какой сегодня будет день?» Формируя вопрос таким образом, вы позволяете себе расширять интерпретацию, концентрируясь на главном.
Спокойствие ума очень важно при проведении прогноза. Лучший способ подготовить ваше сознание и подсознание к получению информации — это ритуал, делающий ум свободным от тривиальных мыслей и готовым к принятию впечатления. Вы позволяете рунам выпадать из мешочка на полотно, произнося: «Урхр, Вертханди, Скулд». Затем, перевернув их обратной стороной, перемешиваете круговым движением правой руки. «О могучий Один, мастер рун, Возлюбленная Фрейа, богиня благополучия, веди меня силами ветра, огня, земли и воды, дайте истинное прочтение рун. Да будет Так». Затем выберите наиболее энергичные руны, кладя их «лицом вниз» в соответствии с видом выбранной раскладки, и, открывая их подобно книжным страницам, приступайте к прогнозу.
Руны в магии
«Когда вы обрели опыт реализации,
не демонстрируйте свои чудесные возможности,
чтобы тайные слова и символы не ускользнули прочь,
а заслуги и духовная интуиция не ослаблялись»