Виды сертификации

Сертификация соответствия проводится: обязательная сертификация ―в законодательно регулируемой области, добровольная — в законодательно нерегулируемой.

Обязательная сертификацияраспространяется на продукцию и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при ввозе на территорию России. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, определяется Госстандартом России в соответствии с Законом "О защите прав потребителей". Всего по состоянию на июль 2001г. в Госстандарте было зарегистрировано 16 самостоятельных систем обязательной сертификации продукции и услуг и 129 систем добровольной сертификации. В системах сертификации существуют схемы сертификации, по которым устанавливается соответствие стандартам и другим нормативным документам. Головными органами этих систем являются государственные учреждения Госстандарт, Госстрой, Госгортехнадзор, Госкомсвязи и др.

Добровольная сертификацияпроводится в тех случаях, когда соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено, т. Е. когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности они носят добровольный характер для товаропроизводителя. Потребность в добровольной сертификации появляется, как правило, когда несоответствие стандартам или другим нормативам на объекты сертификации затрагивает экономические интересы крупных финансово-промышленных групп, отраслей индустрии и сферы услуг. Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по безопасности. В то же время ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не подменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за потребителя.