Как добиться успеха?

«Стряхни!» (с 8 лет)

Цели:Одним из наиболее сложных препятствий на пути к жизненному успеху является память о наших неудачах и поражениях. Поэтому мы предлагаем простую и весьма приятную процедуру, в ходе которой дети могут представить, как они стряхивают с себя все негативное, ненужное и мешающее.

Инструкция:Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: "Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому". Кто-то другой может подумать: "Когда я пишу, я делаю кучу ошибок. В следующем письме я опять понаделаю их не меньше". А кто-то может сказать себе: "Я не очень симпатичен. С чего вдруг я могу кому-то нравиться?". Другой же может подумать: "Все равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?"

Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки... Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30-60 секунд.)

«Круг силы» (с 8 лет)

Цели:В основе всякого успеха лежит уверенность в себе. Когда мы чувствуем себя усталыми, утомленными или ослабленными, поверить в успех — задача не из легких. "Круг силы" — это совершенно простая форма визуализации (визуализация — метод самовнушения и саморегуляции путем создания в воображении яркого образа того, к чему стремишься), к которой дети могут легко прибегать, если захотят почувствовать себя сильными, сконцентрироваться и собраться для успешного выполнения задачи.

Инструкция:Что вы делаете, когда перед вами стоит сложная задача? Как вы готовитесь к выполнению учебного задания в классе? Что вы делаете перед выполнением сложного домашнего задания? Что вы делаете перед началом экзамена или зачета, который вы хотите успешно сдать?

Я хочу показать вам способ концентрации своих сил и внимания, чтобы вы могли обрести чувство покоя и уверенности в своих силах. Для этого сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха...

* * *

Представь себе, что ты стоишь на сцене. Над тобой большой прожектор, который освещает тебя мягким теплым светом. Ты стоишь в кругу золотого света, и он окружает тебя с головы до пят. Ты можешь вдыхать этот теплый золотой свет в себя, и тогда сила и тепло этого света проникают во все части твоего тела, вплоть до самых кончиков пальцев рук и ног. Ты стоишь в кругу своей силы в том самом месте, где ты чувствуешь себя самым сильным и прилежным, самым внимательным и спокойным...

Ты можешь представлять свой круг силы в любой момент, когда захочешь почувствовать прилив новых сил и уверенность в себе. Ты сможешь увидеть эту картину с золотым светом вокруг тебя вновь, и этот свет охранит тебя, согреет и наполнит свежими силами.

Ну а теперь напрягись, потянись и открой глаза.

«Копилка хороших поступков» (с 10 лет)

Цели:Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому мы предлагаем Вашему вниманию очень важное мероприятие, которое поможет детям завершить школьную неделю приятными переживаниями. Начинайте это упражнение за 5-10 минут до конца последнего урока недели.

Инструкция: Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой школьной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное домашнее задание, подготовились к трудному уроку, выучили наизусть длинное—длинное стихотворение. Выберите из всего этого три поступка, которыми вы особенно гордитесь и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта. После того, как вы их запишете, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: "Инна, ты на самом сделала это здорово". Затем запишите на свой лист и эту фразу.

На все это у вас есть пять минут.

Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни, может делать следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь на пять минут сесть за письменный стол и записать три достойных поступка, совершенные за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что заслужил хороший спокойный сон.

Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

«Внимательность» (с 9 лет)

Цели:Чтобы добиться успеха в жизни, детям необходимо научиться не отвлекаться. Очень полезно уметь концентрировать внимание разными способами и научиться конкретным способам организации своего рабочего пространства, например, умению готовить удобное и спокойное место для выполнения домашних заданий или выбирать удобную парту в классе.

Инструкция:Что чаще всего мешает вам сконцентрироваться: когда вы замечаете что-нибудь постороннее или когда вы чувствуете какой-то особый запах? Что отвлекает вас дома, когда вы собираетесь делать домашние задания? Что отвлекает вас от сосредоточенной работы в классе? (Помогите детям в ходе дискуссии выяснить, какие из отвлекающих вещей для них наиболее неприятны и скажите, что сейчас покажете им некоторые варианты борьбы с отвлекающими факторами.)

Я хочу показать вам несколько способов концентрации внимания. Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха...

* * *

Представь себе, что ты сидишь за письменным столом у себя дома и собираешься делать домашнее задание. Теперь представь себе, что ты слышишь или видишь что-то, что отвлекает тебя. Чтобы это тебе не мешало, ты можешь представить себе защитный щит между собой и тем, что отвлекает тебя. Может быть, этот щит будет сделан из желтого волшебного стекла, сквозь которое почти не проникает никакой шум. А еще ты можешь представить себе красочные рамки вокруг твоего учебника или тетради. Это поможет тебе сконцентрировать внимание на своей работе, когда ты читаешь, пишешь или решаешь задачи. Кроме того ты можешь представить себе и другие вещи, которые помогут тебе избавиться от помех. Хочешь, чтобы у тебя был сверхсильный телохранитель, который мог бы схватить своими мощными руками все ненужные шумы и стереть их в порошок? Сейчас ты можешь придумать себе средство, которое поможет тебе защитить свое рабочее место от всяческих помех. (1 минута.)

Теперь открой глаза. Итак, что ты будешь представлять себе, когда захочешь не отвлекаться от дела?

«Звучащая сила» (с 8 лет)

Цели:Это две короткие разминки, которые придадут детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм. Особенно они полезны в тех ситуациях, когда у детей снижается энергия, когда они устают. Эти разминки мы сопровождаем словами, которые помогут детям в развитии позитивного образа "Я".

Используемые при этом протяжные звуки представляют собой возможность "промассировать" утомленный мозг. Ведь тонкая вибрация звука в голове на самом деле освежает мозг и способствует лучшему кровоснабжению.

Инструкция:

1. Энергия из звука "Аааааа"

Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое "Ааааа". Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звук "Ааааа" все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью... (1 минута.)

2. Энергия из звука "Иииии"

На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины "Скорой помощи". Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук "Иииии". Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука... А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (30 секунд.) В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы ваши ученики сами почувствовали, какие звуки придают им больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками "Ааааа", "Иииии", "Ооооо" или "Ууууу". Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.

«Вспомни успех!» (с 9 лет)

Цели:И дети, и взрослые обычно намного сильнее привязаны к своим старым успехам и достижениям, чем они думают. В этой игре мы покажем детям, как они могут вспомнить самое прекрасное из своих личных достижений и связанные с ним приятные переживания. Мы поможем детям вновь пережить былые ощущения всем своим телом и дадим своего рода "закладку", с помощью которой они всегда смогут раскрыть нужную страницу в своей памяти. Всякий раз, когда ребенок захочет опереться на свои былые достижения и почувствовать уверенность в себе, он сможет с помощью этой "закладки" вновь вызвать у себя ощущение уверенности и собственной компетентности. Это поможет детям развить в себе необходимые предпосылки для жизненного оптимизма, творческой активности, умения отстаивать свою позицию, без которых нелегко соответствовать требованиям окружающей жизни.

Перед началом классной работы, контрольной или выполнением задач, требующих творческого подхода, попросите учеников воспользоваться своими "закладками" и почувствовать всем своим телом оптимистический настрой на успех. Скажите детям что-то вроде следующего: «Сядьте ровно и сделайте три глубоких вдоха... Вспомните о своих прошлых достижениях и раскройте свою "закладку успеха"»...

Инструкция: Что вы делаете перед началом сложной контрольной работы? Вы думаете о том, что чего-то не знаете? Или вспоминаете, что еще недостаточно подготовились, что сделали не все необходимые упражнения? А кто из вас думает об удачно выполненных контрольных работах? Кто вспоминает о своих успехах, о тех случаях, когда он смог добиться хорошего результата?

Я хочу показать вам способ повышения уверенности в себе. Благодаря большему доверию к себе, вы сможете лучше сконцентрировать внимание и настроить себя на решение сложной задачи.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

* * *

Представь себе, что сидишь в удобном кресле хорошего кинотеатра. Сейчас ты увидишь фильм, в котором будут показаны сцены из твоей собственной жизни. Это будут ситуации, в которых ты добился успеха и чувствовал себя уверенно. Ты можешь посмотреть этот фильм в полном уединении и сконцентрировать все свое внимание на экране. Пусть для тебя окажется полной неожиданностью, в какой последовательности и какие именно картины ты увидишь. Может быть, ты увидишь, как впервые поплыл без посторонней помощи. А может быть, как в первый раз без поддержки поехал на двухколесном велосипеде. Возможно, это будет ситуация, в которой ты довел до конца сложную работу. А может быть, гром аплодисментов после твоего выступления на школьной сцене. Потрать достаточно времени на то, чтобы получше разглядеть лучшие свои достижения. Для этого ты можешь представить в своих руках пульт управления, с помощью которого можно задержать понравившуюся тебе картину, перемотать вперед или назад. (1 минута.)

Теперь с помощью пульта управления высвети на экране лучший из твоих успехов. Насладись этим мгновением... Обрати внимание, какие ощущения возникают в твоем теле, в какой позе ты сейчас сидишь. Запомни, как ты дышишь, как держишь спину и плечи. Ты можешь принимать эту позу и дышать в этом же ритме всякий раз, когда захочешь добиться нового успеха.

А теперь вспомни какую-нибудь ситуацию, в которой ты хотел добиться лучшего, чем то, что у тебя получилось. Обрати внимание на твои ощущения и чувства в этот раз... (10 секунд.)

Хочешь вновь испытать чувство успеха? Прими вновь свою позу успеха и дыши гордо и уверенно. Чувствуй успех, вдыхай его... Это чувство ты сможешь вызывать у себя всякий раз, когда ты этого захочешь: просто прими эту позу и дыши как сейчас. Чтобы тебе легче было вспомнить свои ощущения, используй "закладку". Для этого соедини большой и указательный пальцы руки и хорошенько сожми их. При этом просто один раз сильно выдохни. Этот знак ты можешь подавать себе сам, когда в будущем захочешь вновь почувствовать себя успешным и начать дышать так, чтобы все тело звенело от этого чувства...

А теперь ты можешь выключить фильм. Посмотри, как темнеет экран, а в зрительном зале все ярче загорается свет. Потянись и напряги все свои мускулы и возвращайся обратно к нам. Сделай глубокий выдох и открой глаза свежим и бодрым.

«Растянись» (с 8 лет)

Цели:Успех человека в жизни во многом определяется его представлением о себе. Научившись мысленно раздвигать границы собственного образа "Я", мы сможем делать это и в повседневной жизни. В этом упражнении мы используем потягивающие и растягивающие движения тела. С их помощью мы помогаем детям понять, что они могут достать те вещи, которые находятся вне пределов их досягаемости в обычных условиях.

Инструкция: Сейчас вы можете научиться растягивать свое тело и дух.

Встаньте где-нибудь на свободном месте и закройте глаза. Представьте, что у вас в руках комок глины. Начните разминать его, старайтесь, чтобы он стал как можно более мягким. Возможно вам понадобится для этого вся сила кистей рук и предплечий. (30 секунд.)

Теперь откройте глаза. Покажите мне различные способы того, как вы можете растягивать этот комок размягченной глины. Вы можете крутить его между ладоней, чтобы он от этого вытягивался, можете его растянуть, можете защипывать края и сделать из них тонкие жгутики. Когда вы захотите растянуть свой комок глины другим способом, сначала снова скатайте его в мягкий шар... (2—3 минуты. Во время этой процедуры имеет смысл переходить от ребенка к ребенку и смотреть, как дети выполняют это задание.)

Это у вас хорошо получилось. Теперь положите комок глины перед собой на пол, встаньте ровно и прямо и снова закройте глаза. Представьте, что ваши ноги прочно прикреплены к полу. Теперь высоко-высоко задерите свои руки в небо, как будто вы хотите достать ими до звезд. Встаньте на цыпочки...

Наклонитесь и прикоснитесь к полу... Как далеко от тела вы можете потянуться руками по полу в одну сторону, не сгибая колен? А теперь в другую сторону?

А теперь покажите мне, как далеко вы можете вытянуть руки позади спины?

Представьте, что вы находитесь в большом стеклянном шаре, который окружает вас со всех сторон. Оставайтесь в середине этого шара и попытайтесь прикоснуться к нему изнутри кончиками пальцев и носками ног. Постарайтесь достать до всех точек этого шара. Если хотите, вы можете для этого вертеться на месте, но следите за тем, чтобы вы всегда стояли точно в середине этого шара... (1-2 минуты.)

Теперь остановитесь, пусть ваши глаза будут закрыты. Представьте, что ваше тело во все стороны немного расширилось и удлинилось. Представьте себе какую-нибудь новую интересную цель, которую вы хотели бы достичь. Может быть, вы хотели бы научиться играть в новую компьютерную игру или играть на ударных инструментах... Представьте себе, как вы тянетесь к этой цели, пока не достанете до нее. Посмотрите, что вы делаете, чтобы дотянуться до этой цели. А теперь постарайтесь увидеть, как вы достигли этой цели и делаете при этом все, что хотите. Насладитесь тем, что смогли достичь эту цель. Порадуйтесь этой новой возможности... (1-2 минуты.)

А теперь немножко потрясите головой, откройте глаза и вернитесь на свои места.

Анализ упражнения:

— Что чувствовало твое тело, когда ты вытягивал его?

— Смог пи ты почувствовать, что твое тело стало немного больше?

— Какую цель ты себе представил?

— Что потребовалось тебе для того, чтобы достичь эту цель?

— Что ты ощущал, когда достиг этой цели?

— Почему легче всего достичь именно ту цель, которую очень точно себе представляешь?

«Будь успешным!» (с 9 лет)

Цели:В этой игре дети приобретают и развивают еще один важный для достижения успеха навык. Это — "подготовка" в уме той способности, которую они хотят приобрести или развить.

В эту игру хорошо играть в тех случаях, когда весь класс хочет освоить один и тот же навык (например, играть в баскетбол или в футбол, петь или танцевать модный танец и т.д.).

Инструкция:Назовите мне что-то такое, чему бы вы хотели научиться или что бы вы хотели развить в себе еще лучше, чем сейчас. Может быть, это будет что-то, связанное со школой или со спортом. Возможно это будет касаться вашего умения дружить и общаться.

Сейчас я покажу вам, как с помощью фантазии вы сможете увидеть, как вы уже достигли этой цели. Многие спортсмены применяют свою фантазию, чтобы быстрее плавать, лучше играть в теннис или футбол. Другие люди используют фантазию, когда хотят сбросить лишний вес, бросить курить или когда хотят стать здоровыми.

Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха...

А теперь подумай о том, чему бы ты хотел научиться или что бы ты хотел делать еще лучше, чем сейчас. (15 секунд.)

Постарайся увидеть, как великолепно ты делаешь это. Обрати внимание, как выглядит твое тело, когда ты так здорово справляешься с этим. Запомни свои внутренние ощущения и чувства при этом, обрати внимание на то, как чувствует себя все твое тело, когда ты успешно это выполняешь. Прочувствуй, как ты это делаешь, почувствуй всем своим телом... (15 секунд.)

Обрати внимание, как окружающие радуются за тебя. Представь, что будет происходить с тобой теперь, после того, как ты научился делать то, что хотел... (1 минута.)

Сохрани этот образ живым и ярким в своей памяти. Потом ты сможешь использовать его как указательный знак, который покажет тебе дорогу к твоей цели...

Всякий раз, когда ты захочешь научиться чему-то новому или еще лучше делать что-то привычное, ты можешь представить это сначала в своей фантазии, а потом отрабатывать и в жизни.

А теперь начни потягиваться и напрягать и расслаблять все свои мускулы. Сделай глубокий выдох и открой глаза.

Анализ упражнения:

— Чему ты хотел в этот раз научиться или что ты хотел сделать еще лучше?

— Как ты при этом выглядел?

— Покажи нам, как ты при этом двигался!

— Чему ты еще хочешь научиться в ближайшее время?

«Гений и придурок» (с 10 лет)

Цели:Когда детям предстоит контрольная работа или выполнение теста, они могут приготовиться к ним с помощью этой прекрасной игры. В ходе игры они получат возможность поработать со старательной и усердной частью своей личности и со своей ленивой и "придуривающейся" частью, чтобы затем спокойно и уверенно вести себя на экзамене. С одной стороны, они уже не будут предъявлять чрезмерных требований к себе как к совершенно безупречным людям, а, с другой стороны, смогут избежать чрезмерного попустительства своему внутреннему разгильдяю.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Возьмите в каждую пару по газетному листу и скрутите его в тонкую трубочку. Пусть каждый возьмется за один ее конец. Теперь представьте, что на полу между вами проведена линия. Попробуйте перетянуть партнера через линию так, чтобы газета осталась целой. Если газета разорвется, возьмите себе еще одну и попробуйте снова... (1 минута.)

А теперь найди себе другого партнера. Подумай о том гении, которым ты иногда хотел бы быть. Это та часть в тебе, которая знает ответы на все вопросы, может решить любые проблемы. Будь этим гением, когда попробуешь перетянуть своего партнера через линию... (30 секунд.)

А теперь поговори со своим партнером о том, что он при этом заметил. Чем в этот раз перетягивание отличалось от предыдущего?

Теперь снова выбери другого партнера и представь, что ты стал придурком. Это та часть тебя, которая никогда ничего не делает правильно, постоянно допускает ошибки, постоянно нуждается в чьей-либо помощи. Побудь сейчас таким придурком и попытайся перетянуть партнера через линию, не разорвав газеты. (30 секунд.)

Расскажи, что ты заметил на этот раз.

А теперь снова поменяй партнера. Подумай про себя, какую из этих ролей ты выберешь гения или придурка, но ничего не говори об этом своему партнеру. Попытайся перетянуть его через линию, а заодно и отгадать, какую роль выбрал в этот раз он. (30 секунд.)

Снова поговорите о том, что вы при этом заметили.

Этот этап игры пусть дети повторят несколько раз с различными партнерами.

— Что произошло, когда ты играл роль гения?

— Что случилось, когда ты играл роль придурка ?

— В каких еще ситуациях в своей жизни ты играешь роль гения?

— Когда ты делаешь вид, будто знаешь больше, чем на самом деле?

— Когда ты играешь роль придурка?

— В каких ситуациях ты ведешь себя так, как будто тебе нужно больше помощи, чем на самом деле?

— Когда роль гения для тебя вредна, а когда полезна?

— В каких случаях ты стараешься сделать лучшее из того, что ты можешь?

«Без ложной скромности» (с 9 лет)

Цели:В этой игре дети могут развивать в себе умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе. В процессе игры они могут понять, какими качествами и способностями они хотели бы обладать.

Материалы:Большой лист бумаги (размера A3 или больше) и восковые мелки.

Инструкция: Обычно всем людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала нравится вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?

Когда мы говорим о себе хорошо, это здорово помогает нам добиваться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела.

Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели научиться или которые хотели бы делать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например:"Я отлично пробегаю стометровку", "Я пишу интересные сочинения", очень хорошо плаваю"...

Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти три фразы большими-большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения. Если захочется, можете взять каждую фразу в красивую рамку.

Пройдите по рядам, пока дети рисуют. Расскажите им что-нибудь о важности добрых слов о себе. О том, как такие слова могут помочь им стать старательнее и добиваться больших успехов. Помогите детям, которые ничего не написали, потому что у них есть какие-то комплексы, связанные с этой темой. Поправьте, если кто-то написал о себе что-то негативное. Поговорите также о том, что часто люди придерживаются установки, запрещающей "набивать себе цену", заставляющей их быть скромными. Подчеркните, что с помощью позитивных слов о себе мы подготавливаем наш будущий успех и что эти фразы могут помочь нам делать сложные вещи.

По завершении упражнения попросите каждого ребенка показать свой маленький плакат классу и громко зачитать то, что на нем написано. Очень полезно организовать этот процесс так, чтобы ребенок при этом прохаживался по классу, обращаясь к конкретным детям, и каждую новую фразу говорил новому ученику.

Попросите детей в конце урока забрать свои плакаты домой и повесить их дома на стену. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет добиться того, чтобы эти слова стали правдой.

«Хвасталки» (с 8 лет)

Цели:Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Мы подобрали интересную методику, которая позволяет детям частично преодолеть свою застенчивость. Наряду с этим мы можем показать им, как это приятно — радоваться успехам других.

Инструкция: Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами сейчас попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: "Я рад за тебя." Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: "Я рад за тебя". И продолжит игру дальше. Вы поняли, как играть?

Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижении не всей группе в целом, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе эта игра?

— Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

— Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?

— Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

«Тетрадь моих достижений» (с 8 лет)

Цели:Помогите детям выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех, когда они замечают свой прогресс и отмечают свои новые достижения.

Пусть каждый ребенок заведет тетрадь своих достижений и будет регулярно заполнять ее как минимум в течение года. Это поможет детям доводить сложные дела до конца и выработать внутреннюю последовательности в делах и решениях. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения, любой, даже самый небольшой, успех имеет значение. Кроме того, имеет смысл поразмыслить о том, не сделать ли эту тетрадь достижений чем-то вроде "личного дневника", который заполняется только индивидуально. Таким образом, дети могут научиться обсуждать свои идеи только с теми, кто будет относиться к ним с пониманием и будет их поддерживать и подбадривать. Это предохранит их от разочарований и обид.

Начните с описания прежних достижений детей, а затем раз в неделю или раз в две недели записывайте или зарисовывайте в тетрадь новые успехи.

Время от времени Вы можете просить детей заглядывать в свою тетрадь достижений, чтобы подумать о таких стратегических вопросах, например, как:

— Что мне больше всего помогало достигать успеха?

— Я один достигал результата?

— Насколько важным оказалось для меня сотрудничество с другими?

— В каких областях мои таланты более всего развиты?

Материалы:Для каждого ребенка: одна тетрадь, бумага, восковые мелки и клей.

Инструкция:Я хочу, чтобы вы завели одну очень особенную тетрадь. Эта тетрадь предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Вы никому не обязаны показывать ее. Давайте начнем с того, что украсим обложку этой тетради. Возьмите лист бумаги и напишите на нем большими буквами: "Мои достижения". Внизу подпишите свое имя. Если вам придет в голову какая-то другая фраза, то напишите ее. (Помогите детям найти интересные альтернативы.) Раскрасьте буквы восковыми мелками, при этом выбрав цвета, которые больше всего вам нравятся. Когда закончите, приклейте этот лист на обложку тетради.

Теперь вы можете начать заполнять первую страницу тетради. Вспомните свой какой-нибудь особенно замечательный успех. Нарисуйте картинку этого успеха на первой странице своей тетради.

Подумайте о том, как сделать так, чтобы дети могли вклеивать в тетрадь свои самые удачные работы по разным предметам.

«Я найду ответ!» (с 9 лет)

Цели:Для достижения успеха большое значение имеет и наша интуиция. В этой игре мы предлагаем детям простую технику визуализации, которая поможет им интуитивно находить ответы на вопросы.

Материалы:Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция:Иногда у нас бывают вопросы, ответы на которые приходят в голову не сразу. Порой мы размышляем и так, и эдак, прежде чем находим ответ. Запишите пару вопросов, ответы на которые вы хотели бы найти. Может быть, вы хотите выяснить, почему поссорились со своим лучшим другом. А может быть, вам интересно понять, как собрать деньги на новую компьютерную игру. Возможно, вам хочется узнать, как надо вести себя, чтобы все в классе любили вас. (5 минут.)

А теперь я хочу показать вам, как вы могли бы находить ответы на эти вопросы самостоятельно.

Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких выдоха...

* * *

Представь себе доску наподобие школьной. Какого цвета она должна быть: черного, зеленого или белого? Выбери тот цвет, который тебе нравится. Представь себе тряпку, которой ты сотрешь с доски все, что написано на ней. Сотри также и пыль с нее. И когда твоя доска станет ослепительно чистой и четкой, подай мне знак рукой...

Теперь ты можешь выбрать для себя вопрос и произнести его про себя, чтобы никто из нас не слышал. Отлично!

Теперь глубоко вдохни, расслабься и жди, что же ты увидишь на доске. Ты увидишь руку. Возможно, это будет твоя рука, а, может быть, и чья-то еще. В этой руке будет что-то, чем можно писать. Пусть эта рука ответит на твой вопрос, записав ответ на доске. Сделай глубокий и спокойный вдох и позволь руке тщательно выписать ответ на доске. Внимательно смотри на доску, наблюдай, как на ней появляется ответ. При этом ты можешь продолжать глубоко дышать и еще больше расслабляться.

Прочитав ответ, подай мне знак. Не торопись, ответ обязательно появится, подожди, внимательно наблюдая за доской... И когда ты прочитаешь ответ, можешь стать довольным собой и сказать себе: "Я могу найти ответ, если успокоюсь и буду внимательно слушать себя".

Когда дети впервые пробуют эту визуализацию, может потребоваться немало времени, прежде чем они найдут ответы. Со временем, если проводить эту процедуру регулярно, ответы будут находиться быстрее.

Поговорите с детьми и о том, что они могут применять эту методику не только для решения своих личных проблем, но и для того, чтобы вспомнить то, что они учили прежде.

Анализ упражнения:

— Получил ли ты ответ на свой вопрос?

— Этот ответ пришел к тебе в виде слов или в виде картинки?

— Не хочешь ли ты сказать группе, о чем ты спрашивал?

— Какие еще вопросы ты записал?

— Насколько отчетливо ты смог представить себе школьную доску?

— Откуда пришел ответ, который ты получил в этом твоем воображаемом путешествии?

«Место для раздумий» (с 9 лет)

Цели:Для того, чтобы быть успешными, для того, чтобы осознать свои цели, понять, к чему мы стремимся, что нам действительно нужно, мы должны научиться концентрироваться. В этом упражнении мы даем детям эффективную методику визуализации, которая может в этом помочь. В этой визуализации детям необходимо создать для себя некое внутреннее место, защищенное от всяческих помех, где они могут обрести покой, где они получают только поддержку, и у них есть шанс услышать голос своей интуиции. В это "место для раздумий" они могут приходить всякий раз, когда захотят сформулировать и уточнить свои цели, когда им понадобится выработать конкретные шаги по достижению этой цели, или когда им надо будет решить какую-либо проблему.

Материалы:Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.

Инструкция: Куда вы направляетесь, когда хотите спокойно о чем-нибудь поразмыслить? Есть ли в вашей квартире такое место, где вы всегда можете сконцентрироваться? Или вы идете на улицу, когда вам надо обдумать какой-нибудь важный вопрос? Можете ли вы привести мне примеры таких вещей, о которых вам приходится иногда размышлять?

Я хочу пригласить вас в путешествие в мир фантазии, в нем вы найдете себе самое спокойное место для размышлений.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха...

* * *

Представь себе, что ты идешь туда, где ты можешь побыть совершенно один. Это должно быть такое место, куда не имеет права заходить никто, кроме тебя, такое, где тебе действительно хорошо. Возможно, такое место есть в твоей реальной жизни, а может быть, ты хочешь выдумать его для себя. Обставь его так, чтобы тебе было удобно, приятно и спокойно размышлять о важных для тебя вещах. Если хочешь, там у тебя будет красивый забор, стена и даже стража... (15 секунд.)

Теперь представь себе, что там должно присутствовать из вещей, что необходимо тебе для достижения именно того успеха, который тебе нужен. Например, если ты хочешь стать хорошим пловцом, ты можешь устроить в своем "месте для раздумий" прекрасный бассейн со всем тем, что необходимо тебе для тренировок. Если ты хочешь научиться писать прекрасные сочинения без ошибок, ты можешь разместить там компьютер, библиотеку с книгами, которые ты уже читал или которые ты еще только хочешь прочитать, печатную машинку, тетради и много писчей бумаги. Возможно, ты захочешь в этом месте обустроить уютный уголок, в котором ты можешь обдумывать свои цели. Если хочешь, ты можешь поставить там музыкальный центр, который будет играть музыку, которая поможет тебе думать. А, может быть, ты захочешь пригласить туда какого-то человека, у которого ты можешь попросить совета или задать ему вопрос. У тебя сейчас достаточно времени, чтобы обустроить свое "место для раздумий" так, чтобы там к тебе приходили только самые замечательные идеи, которые сделают твою жизнь счастливой и помогут тебе достигнуть всего, что ты пожелаешь. (1-2 минуты.)

Хорошо запомни, как выглядит это место, чтобы ты всякий раз мог вернуться туда, когда захочешь почувствовать себя в приятном и безопасном месте, когда тебе надо будет сконцентрироваться, когда ты захочешь сформулировать для себя и продумать какую-то цель, когда тебе нужно будет найти ответ на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь успеха?". И раз от разу в этом надежном и приятном месте к тебе будет приходить все больше отличных идей, и ты сможешь еще эффективнее использовать все вещи, которые там у тебя хранятся.

А теперь вновь возврати все свое внимание сюда. Потянись немного, напряги и расслабь свои мускулы и открой глаза. Возьми лист бумаги и нарисуй это место, которое ты себе представил.

Анализ упражнения:

— Как ты чувствовал себя в твоем "месте для раздумий"?

— Что там самое главное?

— Что еще тебе может понадобиться в твоем "месте для раздумий"?

— Представлял ли ты себе каких-нибудь помощников, с которыми ты мог бы там поговорить?

— Почему так важно, что бы ты сам подумал о своих собственных целях?

«Взгляд в будущее» (с 10 лет)

Цели:Для того, чтобы справляться с ежедневными проблемами, нам необходима своего рода "мечта жизни". Без такого смелого внутреннего взгляда в собственное будущее очень тяжело концентрироваться на промежуточных целях, вдохновлять себя на их достижение и страстно стремиться к их осуществлению. В этом упражнении на визуализацию мы помогаем детям разработать свой личный образ будущего, в котором осуществляется их мечта. Особенно важно это в те напряженные времена, когда дети со всех сторон слышат о том, что от жизни не стоит ожидать ничего хорошего. К сожалению, встречается немало взрослых, которые распространяют свой собственный пессимизм и среди детей. А ведь именно в ситуации изменившейся жизни, когда экономика и рынок труда функционируют по новым правилам, детям нужен истинный оптимизм и мужество иметь собственную мечту.

Материалы:Бумага и карандаш — каждому ребенку.

Инструкция: Вы когда-нибудь задумываетесь о том, что вы будете делать в этом году... через пять лет... через десять лет? С кем вы говорите о том, чего бы вы хотели достичь и что пережить в своей жизни?

Я хотела бы, чтобы вы сейчас задействовали свою фантазию и представили, какой прекрасной станет ваша жизнь.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха.

* * *

Представь себе, что ты ночью лежишь в своей постели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет... (15 секунд.)

Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет... где ты живешь... что ты делаешь... (15 секунд.)

Представь себе, что ты очень доволен своей жизнью. Ты еще продолжаешь ходить в школу или ты уже работаешь? За что именно ты отвечаешь? Что ты умеешь делать из того, чего не умеешь еще сейчас, когда ты еще ребенок и ходишь в школу? (30 секунд.)

В течение некоторого времени подумай и постарайся понять, что тебе потребовалось сделать, чтобы достичь такого результата. Какие шаги ты для этого предпринял? (1 минута.)

Теперь вернись обратно, в настоящее, и хорошо запомни все, что ты увидел и что узнал о самом себе. Потянись немного, напряги и расслабь все свои мускулы и открой глаза...

Теперь возьми лист бумаги и опиши, что ты будешь делать через пять лет. Запиши, где ты будешь жить и где работать, во что будешь играть. Напиши, кто будет важен для тебя в твоей жизни. Опиши, как ты достиг всего этого. (15 минут.)

Анализ упражнения:

— Доволен ли ты увиденным образом своего будущего?

— Что тебе там понравилось больше всего?

— Есть ли там что-то, что тебе не понравилось?

— Если ты не совсем доволен, то что бы ты хотел изменить в своем образе будущего? Какие шаги тебе нужно для этого предпринять?

«Достижение цели» (с 10 лет)

Цели:Настроиться на успех легче, если предвосхитить его. Особенно, когда мы со всеми возможными деталями представляем, что мы сможем сделать, когда достигнем своей цели. В этой игре дети будут описывать конкретную цель в ходе ролевой игры. Для многих это окажется тем прорывом, который поможет им и на самом деле достичь этой цели. Дети любят эту игру, в ходе которой они могут развивать свой актерский талант и отгадывать, что представляют другие.

Инструкция:Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь в этом году. Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов показать группе то, чему вы хотите научиться. (2-3 минуты.) После этого дайте каждому ребенку 2 минуты, чтобы он показал остальной части класса собственную пантомиму. Остальные дети угадывают, что им хотели показать. В больших классах можно проводить эту игру, объединяя детей в подгруппы по 6-7 человек.

Анализ упражнения:

— Трудно ли было тебе выбрать важную цель?

— Как ты себя чувствовал, когда изображал ее?

— Веришь ли ты, что в течение года сможешь достичь этой цели? Что тебе нужно сделать для этого?

— Чему ты научился, узнав о том, к чему стремятся другие дети?

— Откуда ты берешь свои цели?

— Не слишком ли они глобальные? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?