Василия Великого из беседы 3-ей на слова: «внемли себе»

 

 

«Внемли себе», что ты: смертен, что «земля еси и в землю отъидеши» (Быт.3,19). Посмотри на тех, которые прежде тебя жили в подобной знатности. Где облеченные гражданским могуществом. Где непреоборимые витии? Где распоряжавшие народными собраниями, знаменитые содержатели коней, военачальники, сатрапы, властители? Не все ли прах? Не все ли баснь? Не малое ли число костей осталось памятником их жизни? Загляни в гробы; возможешь ли различить, кто слуга и кто господин, кто бедный и кто богатый? Отличи, ежели есть у тебя возможность, узника от царя, крепкого от немощного, благообразного от безобразного. Поэтому, помня свою природу, никогда не превознесешься. Будешь же помнить себя, если «внемлешь себе».

Для чего же ублажаешь людей, которые накопили полный карман, и, чтоб перейти с места на место, имеют нужду в чужих ногах? Не спишь ты на ложе из слоновой кости; но имеешь у себя землю, которая дороже многих слонов, имеешь сладкое на ней упокоение, скорый и беззаботный сон. Не лежишь ты под золотою кровлею; но имеешь над собою небо, сияющее неизреченными красотами звезд. Но это еще человеческое, а есть и другое - более важное. Для тебя Бог между человеками, для тебя раздаяние даров Святого Духа, разрушение смерти, надежда воскресения, Божии повеления, усовершающие жизнь твою, восхождение к Богу с помощью заповедей, уготованное царство небесное, венцы правды, готовые для неуклоняющегося от подвигов добродетели!

«Внемли себе» и знай, что госпожа - разумная и духовная сила души, а служанки - сила страстная и неразумная, и что первой по природе принадлежит господство, а последние должны повиноваться и покоряться разуму.

 

 

О покаянии грешников

 

Во всю вселенную произнесено слово, что грешников ка­ющихся Господь приемлет и удостаивает своей милости. Те­перь следует каждому грешнику себя самого рассматривать, точ­но ли он есть из числа кающихся; ибо кающиеся престают от грехов, скорбят и о том, что прежде согрешили,—плачут, досадуют сами на себя, и уже уклоняются от некающих­ся грешников, чтобы вновь не обратиться на грехи свои, как пес на свою блевотину и свинья, омывшаяся в кал смрадные тины. И так истинным покаянием своим они делаются чуж­ды прежде бывшим друзьям своим, которые услаждались с ними во грехах.