Перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету по предмету«Психофизиологические основы деятельности водителя»
Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя»
Перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету по предмету«Психофизиологические основы деятельности водителя»
Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки:
— понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление);
— внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем);
— причины отвлечении внимании во время управления транспортным средством;
— способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов;
— монотония;
— влияние усталости и сонливости на свойства внимания;
— способы профилактики усталости; виды информации;
— выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка;
— системы восприятия и их значение в деятельности водителя;
— опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система;
— поле зрения, острота зрения и зона видимости;
— периферическое и центральное зрение;
— факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя;
— другие системы восприятии (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя;
— влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память;
— виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта;
— мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления;
— оперативное мышление и прогнозирование;
— навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях;
— важность принятия правильного решения на дороге;
— формирование психомоторных навыков управления автомобилем;
— влияние возрастных и тендерных различий на формирование психомоторных навыков;
— прости и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне;
— факторы, влияющие на быстроту реакции.
Этические основы деятельности водителя:
— цели обучения управлению транспортным средством;
— мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач;
— склонность к рискованному поведению на дороге, формирование привычек; ценности человека, группы и водителя;
— свойства личности и темперамент;
— влияние темперамента на стиль вождения;
— негативное социальное научение;
— понятие социального давления;
— влияние рекламы, прессы и кино индустрии на поведение водителя;
— ложное чувство безопасности;
— влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения;
— способы нейтрализации давления в процессе управления транспортным средством;
— представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя;
— ответственность водителя за безопасность на дороге;
— взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения;
— уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды);
— причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами;
— особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.
Основы эффективного общения:
— понятие общения, его функции, этапы общения;
— стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как восприятие и понимание других людей);
— характеристика вербальных и невербальных средств общения;
— основные «эффекты» в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное);
— качества человека, важные для общения;
— стили общения;
— барьеры и межличностном общении, причины и условия их формирования;
— общение в условиях конфликта;
— особенности эффективного общения;
— правила, повышающие эффективность общения.
Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов:
— эмоции и поведение водителя;
— эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация);
— изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях;
— управление поведением на дороге;
— экстренные меры реагирования;
— способы саморегуляции эмоциональных состояний;
— конфликтные ситуации и конфликты на дороге;
— причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения;
— тип мышления, приводящий к агрессивному поведению;
— изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов;
— влияние плохого самочувствия на поведение водителя;
— профилактика конфликтов;
— правила взаимодействия с агрессивным водителем.
Практические навыки.
Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов;
решение ситуационных задач по оценке психического состояния и поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта.