Перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету по предмету«Психофизиологические основы деятельности водителя»

Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя»

Перечень теоретических вопросов для подготовки к зачету по предмету«Психофизиологические основы деятельности водителя»

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки:

— понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление);

— внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем);

— причины отвлечении внимании во время управления транспортным средством;

— способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов;

— монотония;

— влияние усталости и сонливости на свойства внимания;

— способы профилактики усталости; виды информации;

— выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка;

— системы восприятия и их значение в деятельности водителя;

— опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система;

— поле зрения, острота зрения и зона видимости;

— периферическое и центральное зрение;

— факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя;

— другие системы восприятии (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя;

— влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память;

— виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта;

— мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления;

— оперативное мышление и прогнозирование;

— навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях;

— важность принятия правильного решения на дороге;

— формирование психомоторных навыков управления автомобилем;

— влияние возрастных и тендерных различий на формирование психомоторных навыков;

— прости и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне;

— факторы, влияющие на быстроту реакции.

Этические основы деятельности водителя:

— цели обучения управлению транспортным средством;

— мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач;

— склонность к рискованному поведению на дороге, формирование привычек; ценности человека, группы и водителя;

— свойства личности и темперамент;

— влияние темперамента на стиль вождения;

— негативное социальное научение;

— понятие социального давления;

— влияние рекламы, прессы и кино индустрии на поведение водителя;

— ложное чувство безопасности;

— влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения;

— способы нейтрализации давления в процессе управления транспортным средством;

— представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя;

— ответственность водителя за безопасность на дороге;

— взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения;

— уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды);

— причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами;

— особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

Основы эффективного общения:

— понятие общения, его функции, этапы общения;

— стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как восприятие и понимание других людей);

— характеристика вербальных и невербальных средств общения;

— основные «эффекты» в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное);

— качества человека, важные для общения;

— стили общения;

— барьеры и межличностном общении, причины и условия их формирования;

— общение в условиях конфликта;

— особенности эффективного общения;

— правила, повышающие эффективность общения.

Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов:

— эмоции и поведение водителя;

— эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация);

— изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях;

— управление поведением на дороге;

— экстренные меры реагирования;

— способы саморегуляции эмоциональных состояний;

— конфликтные ситуации и конфликты на дороге;

— причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения;

— тип мышления, приводящий к агрессивному поведению;

— изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов;

— влияние плохого самочувствия на поведение водителя;

— профилактика конфликтов;

— правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Практические навыки.

Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов;

решение ситуационных задач по оценке психического состояния и поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта.