И ранняя диагностика
План:
1. Значение ранней психодиагностики
2. Психологическая диагностика в системе реабилитации
3. Пять видов ограничения жизнедеятельности
4. Принципы психодиагностики
5. Результаты психодиагностики
6. Психологические особенности, препятствующие социальной интеграции
При условии ранней диагностики – не позднее 4- 6 месячного возраста и раннего начала адекватного систематического лечения практическое выздоровление может быть достигнуто в 60-70% случаев к 2 - 3–летнему возрасту. При начале лечения с 12-18-месячного возраста выздоровление даже при самых современных методах лечения может быть лишь у 15-20% и минимальная степень инвалидности – у 30-40% детей. При более поздней диагностике, позднем начале лечения в 60-70% случаев больной может самостоятельно передвигаться, достаточно обучаем и социально адаптирован. Однако и в этом случае результат может быть достигнут при многолетнем упорном применении медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий.
Первоочередной формой реабилитации является восстановительное лечение. Оно проводится в медицинских, чаще специализированных учреждениях, где добиваются максимального исправления функциональных нарушений. Если полного исправления добиться не удаётся, то ребёнка выписывают для дальнейшего проведения поддерживающей терапии, физиолечения и лечебной физкультуры.
При наличии остаточных нарушений необходимы меры психологической, педагогической и социальной реабилитации.
По международной классификации выделяют пять видов ограничения жизнедеятельности при ДЦП, включающие снижение способности:
адекватно вести себя;
передвигаться;
действовать руками;
владеть телом при решении бытовых задач;
ухаживать за собой.
Каждый вид ограничения обусловлен специфическими нарушениями функций, из которых наибольшая доля приходится на нарушение движений.
Система психологической реабилитации состоит из следующего: психодиагностики, психокоррекции, психологического сопровождения и психологической профориентации. Целесообразность психологической реабилитации определяется прежде тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции следует восстанавливать и развивать в первую очередь. Для этого необходима психодиагностика. Она позволяет определить особенности актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического развития (зоны ближайшего развития).
В процессе психодиагностики необходимо соблюдать ряд основных принципов:
1. Деятельностный (доступность игровой, учебной, предметно-практической).
2.Качественного анализа полученных данных обследования.
3. Личностного подхода.
4. Сравнительного подхода со здоровым ребёнком.
5. Комплексного подхода к диагностике психического развития.
По результатам психодиагностики должны быть:
а) выявлены нарушения психической деятельности и перспективы реабилитации;
б) выявлены наиболее сохранные психические функции;
в) осуществлена оценка тех особенностей психической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции.
В качестве объекта психологической реабилитации выступает не только ребёнок, но и его ближайшее окружение, в первую очередь семья. Позиция родителей предопределяет возможность адекватного и активного включения ребёнка в реабилитацию.
Можно выделить типичные феноменологические особенности развития детей, страдающих ДЦП, которые выражаются в:
* нарушениях крупной и мелкой моторики;
* нарушениях импрессивной и экспрессивной речи;
* нарушениях сенсорно-перцептивных функций;
* нарушениях памяти и внимания;
* разнообразных нарушениях вербального и невербального мышления;
* «заторможенности» умственной деятельности и повышенной истощаемости;
* повышенной эмоциональной возбудимости, перепадах настроения;
* повышенной тревожности, чувстве страха;
* невротизации, преимущественно астенической или ипохондрической;
* склонности к агрессии или аутизму;
* психопатоподобном развитии и асоциальному поведению.
У детей с ДЦП часто наблюдаются психологические особенности, не относящиеся к патопсихологическим, которые препятствуют социальной интеграции. К ним относятся:
1) низкий уровень самокритики, неадекватные самооценка и уровень притязаний;
2) плохое усвоение коммуникативных навыков;
3) избирательное принятие социальных норм;
4) недостаточная опосредованность ценностей и ведущих мотивов;
5) узость круга интересов.
На ранних этапах онтогенеза у больных детей могут выявляться психомоторные, сенсорно-перцептивные и речевые расстройства, нарушения внимания, а также нарушения интеллекта.
Большинство родителей в первые годы жизни ребёнка ориентированы на обеспечение интенсивного лечения, проблема же психического развития оказывается для них не столь актуальной. Осознаётся она к 5-7 году жизни ребёнка, когда он оказывается некомпетентным в условиях детских коллективов, т.е. когда правила социума ставят перед ним условия, выполнение которых для него затруднительно по многим причинам.
Углублённое психодиагностическое обследование должно обеспечивать:
А) оценку психомоторного развития;
Б) оценку интеллекта;
В) оценку эмоций и воли;
Г) оценку характера и особенностей личности в целом;
Д) оценку поведения и его регуляцию;
Психологическое обследование семьи ребёнка должно обеспечивать оценку:
А) психического здоровья родителей и психологической атмосферы в семье;
Б) психолого-педагогической, медицинской грамотности родителей, их реабилитационной компетентности;
В) стиля взаимоотношений, в диадах «мать-ребёнок», «отец-ребёнок»;
Г) адекватности установок родителей в отношении перспектив ребёнка.
В соответствии с этим делается выбор способов, приёмов, тестов, посредством которых можно решить все диагностические задачи.
Литература:
1.Акош К. Помощь детям с ДЦП. Кондуктивная педагогика. Книга для родителей. – М., 1994.
2.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с ДЦП. – М., 1989.