Тема № 16. Дизартрия при гиперкинетической форме ДЦП

План:

1.Особенности гиперкинетической формы ДЦП.

2. Трудность понимания речи.

3. Особенности речи при гиперкинетической форме.

4. Речь при различных степенях гиперкинетической формы дизартрии.

Гиперкинетическая форма связана с поражением подкорковых узлов мозга. Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются меняющимся мышечным тонусом, наличием непроизвольных насильственных движений, отсутствием эмоциональной выразительности движений и речи. Отмечается выраженная недостаточность просодической стороны речи. В двигательной и речевой моторике отмечается недостаточность удержания статических и поз и положений. Двигательные и речевые расстройства утяжеляются за счёт наличия тонических спазмов, которые распространяются на артикуляционную, дыхательную мускулатуру и мышцы гортани, обусловливая расстройства голосообразования и дыхания.

При этой форме отмечается экстрапирамидная, или иначе, подкорковая дизартрия, а также характерно частое снижение слуха преимущественно на высокие тона.

Трудность понимания речи зависит от точного восприятия некоторых фонем, из-за чего наблюдаются вторичные нарушения понимания грамматических конструкций, окончаний единственного и множественного числа. Они не могут показать на картинке, где одна собака, а где несколько. Иногда имеется трудность в отличии близких по звучанию фонем, что проявляется в заданиях на их дифференциацию. Это приводит к нестойкости лексических единиц и нарушением декодирования значений отдельных слов. Трудности декодирования речевого сообщения относятся ко всем грамматическим структурам при относительной сохранности понимания глубинного смысла высказывания, подтекста речевого сообщения.

При гиперкинетической форме расстройства связной речи определяются общими двигательно-тоническими нарушениями в виде отсутствия плавности речи, её замедленности, остановках, трудностях в переходе от фразы к фразе. Ведущим расстройством является асинхронность между подачей дыхательной струи, включением голоса, сокращением мягкого нёба и нужными движениями губ и языка.

Коррекция речи связана с общими мероприятиями по снижению гиперкинезов и по восстановлению произвольных движений. Гиперкинетическая форма наблюдается у больных гиперкинезами в 25-30% случаев. При этом сравнительно редко встречаются дети с чистой гиперкинетической формой без явлений спастичности и парезов артикуляционных мышц. При попытке к речи или при выполнении намеренных движений артикуляционными органами гиперкинезы усиливаются не только в артикуляционных мышцах, но и в других частях тела.

Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и дыхательными спазмами, с отсутствием чётких движений губ и языка. Локализация гиперкинезов в артикуляционном аппарате определяет особенности экспрессивной речи. Так, гиперкинезы дыхательных мышц и голосовых связок делают голос прерывистым, затухающим, ребёнок вынужден сделать вдох для произнесения отдельных слов, слогов, а иногда и звуков.

Голос может несколько раз пропадать не только при произнесении какой-то короткой фразы, но даже и одного слова, что обусловлено гиперкинезами голосовых связок. При гиперкинезах в мягком нёбе голосо-дыхательная струя периодически попадает в носовую полость, и произнесение в этом случае сопровождается резким носовым оттенком. При гиперкинезах в различных частях языка страдает произношение переднеязычных, либо среднеязычных или заднеязычных звуков. Гиперкинезы в губной мускулатуре приводят к нарушениям всех губных звуков.

У детей, страдающих гиперкинетической дизартрией, довольно легко добиться правильного произношения изолированного звука, но в речевом потоке резко нарушается переключение звуков, и произношение получается с грубыми дефектами. Эти дети в процессе речи быстро утомляются.

У больных с лёгкой степенью гиперкинетической формы дизартрии наблюдаются элементы гиперкинезов в мягком нёбе и в кончике языка. В артикуляционном аппарате несколько затруднено переключение. Речь у этих больных внятная, но в речевом потоке нечёткое произношение отдельных звуков при правильном изолированном их произнесении.

При средней степени дизартрии количество гиперкинезов увеличивается, они распространяются на все отделы артикуляционного аппарата и на мимическую мускулатуру. У этих больных искажено произношение примерно одной трети звуков, что делает их речь трудной для понимания.

У больных с тяжёлой степенью интенсивность гиперкинезов резко возрастает, речь невнятная, искажены почти все звуки. При попытке к речи возникают гиперкинезы мимических мышц, а также мышц конечностей и туловища.

Литература:

1.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2.Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом/М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова. – М., 1985.

3. Шамарин Т.Г. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей/Т.Г.Шамарин, Г.И.Белова. – Элиста, 1999.