И. Кант о возможности и особенностях философского познания в работе «Пролегомены»

 

На какую мель, по оценке И. Канта, сумел посадить Юм свой гносеологический корабль?

· Могут ли источники метафизического познания быть эмпирическими либо они берутся из чистого рассудка и чистого разума?

· В чем состоит различие между синтетическими и аналитическими суждениями?

· На какие четыре вопроса разделяет И. Кант главный трансцендентный вопрос?

· Какие три типа идей чистого разума выделяет И. Кант?

См.: Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. Предисловие; §1–2; 5; 40–56 // Кант И. Собр. соч. в 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 6–16, 17–25, 29–34, 87–113.

Дополнительная литература

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

Гулыга А. Кант. М., 1994.

 

Понятие диалектической логики в работе Г. В. Ф. Гегеля «Наука логики»

· Согласен ли Гегель с утверждением о том, что логика учит правилам мышления и абстрагируется от всякого содержания?

· Что составляет, по Гегелю, природу нашего обыденного сознания во взглядах на логику как науку о мышлении?

· Каким образом Гегель характеризует обыкновенный здравый смысл в вопросе о природе познания?

· Что с точки зрения Гегеля есть возвышение разума над ограниченностью рассудка и ее устранение?

· Что, по Гегелю, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли, как изображение бога, каков он в своей вечной сущности…?

· В чем состоит спекулятивное с точки зрения Гегеля?

См.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики: Введение // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т. 1. М., 1970. С. 95–119.

Дополнительная литература

Бычкова М. Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990.

Гулыга А. В. Гегель. Вехи творческого пути // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т.1. М., 1970.

К. Маркс о сущности материалистического понимания истории

 

· Что, согласно К. Марксу, составляет экономическую структуру общества?

· Что, по мысли К. Маркса, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества?

· Какое противоречие знаменует наступление эпохи социальной революции?

· Какие способы производства К. Маркс рассматривает как прогрессивные эпохи экономической общественной формации?

· Какие предпосылки материалистического понимания истории выделяют К. Маркс и Ф. Энгельс? В чем заключается его сущность?

· Каковы основные стороны социальной деятельности, или первичные исторические отношения?

См.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. М., 1985. С.5–9.

Дополнительная литература

Лапин Н. И. Молодой Маркс. М., 1984.

Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986. Ч. 2. Гл. I.6.