Цели и задачи учебной дисциплины «Философия»
Философия выполняет роль стратегического ориентира в формировании мировоззрения и духовной культуры личности. Это проявляется в следующем:
– философия задает человеку интегральное видение мира, ее освоение помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания;
– философия рассматривает мир через призму человеческого отношения к нему, способствует пониманию каждым субъектом реальности как своего «личного мира», закладывает основы гуманистического миропонимания;
– философия помогает человеку самоопределиться в мире, решать наиболее важные смысложизненные вопросы, выработать стратегию своей жизнедеятельности;
– философия по своей природе всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.
Основные цели преподавания философии:
– формирование у выпускника современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности;
– овладение выпускником основами мировой и отечественной философской культуры;
– формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-практического и рационально-ориентированного мышления;
– умение молодого специалиста четко формулировать свою социально-политическую и смысложизненную позицию и философски обосновывать их.
Непосредственной задачей преподавания философии является формирование у студента соответствующих философских компетенций – предметных и операциональных.
Формирование предметных компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплинывыпускник должен знать:
ú основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
ú ключевые идеи и категории философского анализа;
ú основные принципы философской концепции бытия;
ú фундаментальные компоненты философской теории человека;
ú основные ценности современной культуры;
ú социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);
ú основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;
ú основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в совремнном мире;
ú смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.
Коррелятивно предметным могут быть обозначены и операциональные компетенциивыпускника. Он должен уметь:
ú формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения;
ú применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
ú характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;
ú уметь понять и объяснить различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;
ú осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;
ú определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;
ú применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем;
ú формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;
ú оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессиональной по их оптимальному решению.