Цели и задачи учебной дисциплины «Философия»

Философия выполняет роль стратегического ориентира в формировании мировоззрения и духовной культуры личности. Это проявляется в следующем:

– философия задает человеку интегральное видение мира, ее освоение помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания;

– философия рассматривает мир через призму человеческого отношения к нему, способствует пониманию каждым субъектом реальности как своего «личного мира», закладывает основы гуманистического миропонимания;

– философия помогает человеку самоопределиться в мире, решать наиболее важные смысложизненные вопросы, выработать стратегию своей жизнедеятельности;

– философия по своей природе всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск.

Основные цели преподавания философии:

– формирование у выпускника современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности;

– овладение выпускником основами мировой и отечественной философской культуры;

– формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-практического и рационально-ориентированного мышления;

– умение молодого специалиста четко формулировать свою социально-политическую и смысложизненную позицию и философски обосновывать их.

Непосредственной задачей преподавания философии является формирование у студента соответствующих философских компетенций – предметных и операциональных.

Формирование предметных компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплинывыпускник должен знать:

ú основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

ú ключевые идеи и категории философского анализа;

ú основные принципы философской концепции бытия;

ú фундаментальные компоненты философской теории человека;

ú основные ценности современной культуры;

ú социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

ú основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

ú основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в совремнном мире;

ú смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

Коррелятивно предметным могут быть обозначены и операциональные компетенциивыпускника. Он должен уметь:

ú формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения;

ú применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

ú характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;

ú уметь понять и объяснить различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;

ú осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;

ú определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

ú применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем;

ú формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;

ú оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессиональной по их оптимальному решению.