РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИГРОВАЯ (ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Месяц | Тема и цели 1 -й недели | Тема и цели 2-й недели | Тема и цели 3-й недели | Тема и цели 4-й недели | Виды интеграции образовательных областей | |
Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): слушает новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях, может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя, умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей, способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться, разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок, имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы, умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, может самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками, может принимать участие в беседах о театре. | ||||||
Сентябрь | Тема | Травка-муравка | Лягушата на болоте | Жили гуси у бабуси | Где ночует солнце? | Социализация: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений, показывать детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры, развивать умение имитировать характерные действия персонажей. Музыка: способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Чтение художественной литературы: развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность |
Цели | Ввести в игровую ситуацию; дать положительный заряд. Развивать интонационную выразительность голоса | Развивать воображение, навыки диалога. Учить: - использовать выразительные интонации; - соотносить содержание с показом в драматизации | Дать положительный заряд эмоций. Учить: - следить за ходом изображаемого взрослым сюжета; - вовлекать в беседу по его содержанию | Учить: - активно откликаться на художественный образ; — побуждать к вхождению в роль мамы (папы); - вовлекать в двигательную импровизацию; - сравнивать моторные и спокойные интонации | ||
Октябрь | Тема | Мокрые дорожки | Кто из нас, из овощей... | Ветер-ветерок | Музыкальная шкатулка | Социализация: развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре, стремление импровизировать на несложные сюжеты сказок, активность в двигательной деятельности. |
Цели | Учить: - различать ин- | Обогащать эмоции;вовле- | Развивать слуховое внима- | Познакомить с новой сказкой. |
тонации музыки, воспитывать чувство лада. Побуждать к двигательной импровизации. Выражать свои эмоции через движение | кать в импровизацию. Учить обсуждать содержание сказки | ние и воображение. Побуждать к интонационной выразительности. Вовлекать в двигательную импровизацию | Вовлекать в беседу по ее содержанию и драматизации образов. Учить: - вслушиваться в музыкальное сопровождение и узнавать настроение музыки; - соотносить его с образами героев сказки | Музыка: формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку. Чтение художественной литературы: воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Коммуникация: вовлекать детей в разговор, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность | ||
Ноябрь | Тема | Храбрые портные | В магазине игрушек | Коза-дереза | Первый ледок | Социализация: развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий, взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами; в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку, следить за развитием действия в играх-драматизациях, созданных силами взрослых и старших детей. Познание: развивать умение воспринимать звучание родной речи, знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы, поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений, развивать образные представления. Коммуникация: формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями |
Цели | Вовлечь в игровую ситуацию и пробудить желание действовать самостоятельно в роли. Показать широкий спектр ролей одного сюжета | Вовлечь в ситуацию сюжетно-ролевой игры. Учить взаимодействовать с игрушками и друг другом в качестве партнеров. Побуждать к принятию роли | Познакомить с театром, его устройством. Увлечь театральной постановкой. Вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище | Побуждать к решению проблемы. Развивать воображение. Учить проявлять себя в индивидуальной и групповой роли | ||
Декабрь | Тема | Знакомые герои | Морозные деньки | Елочки в лесу | Новогоднее представление | Социализация: пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения, развивать умение выбирать роль, вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внеш- |
Цели | Вспомнить знакомые сказки. | Дать эмоциональный заряд | Побуждать к решению про- | Приобщать к традиции |
Побуждать к драматизации. Учить: - входить в роль; - выразительно обыгрывать роль. Поощрять самостоятельность в игре | бодрости, радости восприятия наступившей зимы. Вовлечь в игровую ситуацию. Побуждать к импровизации | блемных ситуаций. Вовлекать в двигательную импровизацию. Побуждать входить в роль, используя воображаемые предметы | празднования Нового года. Побуждать к использованию знакомого художественного материала, самостоятельности в ролевой игре | ними символами роли, выступать перед сверстниками, обустраивая место для выступления. Чтение художественной литературы: развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Познание: расширять представления о характерных особенностях зимней природы, обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи | ||
Январь | Тема | Сказки матушки-метели | Котик на печке песни поет | Варя пришла в театр | Три лисицы-мастерицы | Социализация: способствовать возникновению игр по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); развивать стремление импровизировать, поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Музыка: приобщать детей к народной музыке. Чтение художественной литературы: воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения, учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор после просмотра спектаклей |
Цели | Вовлекать в игровую ситуацию, в двигательную импровизацию. Побуждать вступать в диалог. Приучать внимательно слушать новую сказку и следить за развертыванием ее содержания | Приобщать к русскому фольклору, увлечь сюжетом | Побуждать к обыгрыванию сюжета, включать в импровизацию. Приучать к самостоятельности в обустройстве игры | Продемонстрировать выразительную игру старших ребят. Побуждать к вхождению в роль. Учить импровизировать | ||
Февраль | Тема | Тихая песня | Варя-повариха | Тили-бом | Веселая ярмарка | Социализация: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека, развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты сказок. Музыка: формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать тихую, грустную музыку, передавать характер песни (протяжно, ласково, напевно). |
Цели | Настраивать на тихие, ласковые интонации колыбельной песни, сказки. Заинтересовать содержанием сказки. | Побуждать к вхождению в роль. Привлекать к подготовке предметной среды для игр. | Увлечь художественно-образным преподнесением материала. Побуждать самостоятельно действовать в роли; | Вовлекать в диалог. Побуждать к вхождению в выбранную роль каждого ребенка |
Учить размышлять по поводу сюжета; вызвать состояние покоя и добрые чувства | Заинтересовывать разнообразием сюжетных линий в игре на одну тему. Побуждать к интонационной выразительности в роли | следить за действиями партнеров | Чтение художественной литературы: воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием действия, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам | |||
Март | Тема | Короб со сказками | Чьи детки? | Вот уж зимушка проходит | Валя у парикмахера | Социализация: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию, развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, знакомить детей с приемами вождения настольных кукол, учить сопровождать движения простой песенкой. Коммуникация: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Познание: знакомить с доступными пониманию ребенка профессиями, характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей |
Цели | Вспомнить знакомые сказки. Способствовать вхождению детей в роли героев; активизировать в игре в настольный театр | Вовлекать в воображаемую ситуацию. Побуждать выразительно действовать в роли зверей | Приобщать к народному празднику - проводам русской зимы. Показать смену времен года, сравнить два времени года; дать эмоциональный заряд бодрости | Познакомить с работой парикмахера. Вовлечь в сю-жетно-ролевую игру. Побуждать к самостоятельно сти и импровизации в роли; приобщать к взаимодействи ю с партнером | ||
Апрель | Тема | Городок игрушек | Приветливый ручей | Зоопарк | Волшебная палочка | Социализация: формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях, показывать детям способы ролевого поведения, развивать умение выбирать роль, взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами. Чтение художественной литературы: воспитывать умение слушать новые сказки, следить за развитием |
Цели | Увлечь путешествием. Познакомить с новыми героями. | Развивать образное мышление. Познакомить с новой сказкой; | Познакомить с дикими животными и их повадками. | Побуждать к игре-драматизации. Познакомить с новой сказкой; |
Побуждать к активности в выборе роли, к принятию сверстника как партнера по игре | дополнить образный сюжет ожившей сказкой в природе | Воспитывать любовь ко всему живому. Развивать любознательность. Побуждать к вхождению в роль | активизировать внимание. Приучать следить за развертыванием содержания сказки в театре | действия, развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок. Коммуникация: помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом, доброжелательно общаться. Познание: расширять представления о диких животных. Музыка: формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных | ||
Май | Тема | Солнышко, появись! | Лети, мотылек! | Дружные соседи | Будем мы трудиться | Социализация: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок); обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию, развивать активность детей в двигательной деятельности, развивать умение имитировать характерные действия персонажей, развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Музыка: приобщать детей к народной музыке, способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Коммуникация: вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Чтение художественной литературы: продолжать формировать интерес к книгам |
Цели | Приобщать к русскому фольклору; включать в инсценировку. Учить говорить и действовать от имени персонажей. Активизировать партнерское взаимодействие в игре | Побуждать к имитации образов героев сюжетов в вокально-двигательной импровизации. Познакомить с новой сказкой и обыграть ее в драматизации | Побуждать к импровизации художественного образа. Вовлекать в обыгрывание знакомого сюжета | Побуждать к двигательной активности. Вызывать положительные эмоции в игре на тему труда; вовлекать в самостоятельное обыгрывание сюжета |