Измененные состояния сознания

В плане мобилизующего и организующего эффекта в ответ на экстремальные требования ситуации и решаемой человеком задачи можно говорить об особых состояниях сознания. Эти измененные состояния сознания определяются как «состояния психики, которые сам индивидуум считает субъективно достаточно отклоняющимися от определенной общей нормы» (В.Ф. Сопов). Особые состояния сознания характеризуются, в том числе, снижением у субъекта критичности оценки действительности, резким ухудшением понимания причинно-следственных связей, искажением чувства времени, вплоть до ощущения остановки времени, развитием амнезии с полной потерей памяти. В качестве самой примечательной особенности этих состояний называется явление сверхвнушаемости, выражающееся в идентификации человека с авторитетным лицом, животным, с каким-либо объектом. Последнее можем наблюдать в эффектах самоидентификации человека с определенными животными, выражающихся в перенимании повадок и стиля ведения этих животными в рамках различных боевых традиций и систем (берсеркеры, ульфхеднеры, различные стили ушу и т.п.). Такие особые состояния сознания в боевых искусствах относятся к трансу и к состоянию идеального выступления в спорте. В трансе у человека могут проявляться паранормальные способности, теряется болевая чувствительность, подавляются инстинкты самосохранения, возникает необычная экономичность и энергичность движений (пример практически неконтролируемого боевого транса – индонезийский «амок», рассматриваемый как «буйное помешательство»). В состоянии идеального выступления, близком к трансовому, но контролируемом в целом со стороны предельно обостренного сознания, «движения осуществляются автоматически, но под контролем измененного сознания, как бы наблюдаются со стороны. Коррективы вносит не сознание, а подсознание, накопившее необходимые автоматизмы в процессе тренировки» (В.Ф. Сопов). В особых состояниях сознания существенно ускоряются психические процессы и течение объективного времени в представлении человека замедляется в несколько раз. Один из ярких примеров эффективности этого состояния – боевые и ритуальные системы зулусов. Необычайная боевая ярость и предельная мобилизация резервов организма в этих системах совмещается с сохранением определенного самоконтроля. Сознание и бессознательное здесь выступает в целостной предельно эффективной организации. С этой же точки зрения Ю. Зуев, описывая мастера боевого искусства в медитативном состоянии в бою, отмечает, что мастер «бессознательно … пробует одну за другой отработанные им в процессе тренинга стереотипные технические комбинации, мгновенно переходя от одного варианта к другому».