Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.

Важнейшей частью любой системы управления является контроль и надзор за соблюдением определенных требований. В системе управления качеством продукции — это государственный надзор и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением стандартов, метрологического обеспечения и качества продукции. В системе управления качеством продукции в стране особое место занимает надзор и контроль за соблюдением требований всех категорий стандартов (ГОСТ, ТУ, ИСО и т.д.). Надзор за внедрением и соблюдением стандартов осуществляет Госстандарт России, его территориальные органы, а также городские лаборатории государственного надзора и научно-исследовательские институты или организации в соответствии с их компетенцией от имени государства во всех отраслях народного хозяйства, на всей территории РФ. Госстандарт России не ограничен рамками отдельных отраслей народного хозяйства, и применяет наиболее эффективную форму надзора – комплексные межотраслевые проверки, когда с проверкой по внедрению и соблюдению технических требований стандартов о соответствии готовой продукции проводят работы по сырью, материалам, и т.д. на предприятиях – изготовителях продукции.

Объектами государственного надзора являются: нормативные документы по стандартизации и техническая документация; продукция, процессы и услуги; иные объекты в соответствии с действующим законодательством о государственном надзоре.

Задания по проведению государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов включаются в годовые планы, утверждаемые Госстандартом России. Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов проводится поэтапно; 1-й этап — проверка наличия информации об утверждении стандарта, приказов по внедрению стандарта, плана организационно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стандарта; 2-й этап — проверка выполнения плана мероприятий по внедрению стандарта. Проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. Если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт; 3-й этап — проверка обеспечения выпуска продукции по новому стандарту. Проводят проверку соответствия стандарта конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку соблюдения предприятием установленных стандартами программ и методик испытаний продукции, проверку состояния измерительной техники, связанной с производством продукции.

О целях и сроках проверки ставят в известность руководство проверяемого предприятия. По результатам проверки составляют акт с выводами и предложениями. Если выявлены нарушения требований стандартов, органы государственного надзора запрещают отгрузку потребителям продукции, показатели качества которой ниже требований стандартов, изымают из обращения не соответствующие требованиям меры и СИ. Акт подписывают и проверяющая и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результаты, а также изложить в письменной форме свое особое мнение. Акт направляется: руководству организации; в Ростест-Москва для подготовки информации; в Госстандарт РФ (для определения штрафных санкций).

За несвоевременное внедрение стандартов руководители предприятий и организаций или граждане, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, несут дисциплинарную ответственность или облагаются штрафами в соответствии с действующим законодательством о труде, а за поставку продукции, не соответствующей требованиям стандартов, некомплектной, в ненадлежащей таре и упаковке, с нарушением требований к маркировке, с конструктивными недостатками и другими дефектами, изготовитель (поставщик) несет ответственность, предусмотренную основами гражданского законодательства РФ.

С 1 января 1997г. предусмотрена уголовная ответственность за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором.

Службы стандартизации могут требовать от руководства проверяемого подразделения устранения недостатков, обнаруженных в ходе проверки, представления плана конкретных мероприятий и сроков их выполнения, направлять на рассмотрение руководства предприятия (объединения) материалы проверки и разработанные на их основе планы мероприятий, а также ставить вопрос о наказании виновных