Логические критерии анализа вопроса

1. Какова познавательная задача вопроса? Какие категории: анализа он обслуживает?

2. Какая информация ожидается от респондента в качеств, ответа на данный вопрос?

3. Достаточно ли обосновано использование этой информа­ции в качестве индикатора категории анализа в вопросе респонденту?

4. Однозначно ли сформулирован смысл вопроса для респон­дента? Нет ли в его формулировке терминов, допускающих различное истолкование?

5. Не является ли формулировка вопроса внушающей однозначный ответ?

6. Соответствует ли техника регистрации ответов содержа­нию вопроса (указание на число возможных ответов; возмож­ность уклониться от ответа; соответствие делений шкалы смыс­лу формулировки и т. п.).

7. Сбалансированы ли шкалы, нет ли смещений к положи­тельному или отрицательному полюсу шкалы?

8. Нет ли смещения оснований в вопросах, требующих вы­бора варианта из предложенного списка по заданному крите­рию? И если да, то отражены ли они в программе?

9. Обозначен ли адресат вопроса в тех случаях, когда вопрос предназначен не для всей совокупности опрашиваемы? а для какой-либо ее части? Не требуется ли вопрос-фильтр

Социально-психологические критерии

1.Выдержаны ли требования к языку опрашиваемых? Нетли в формулировке вопроса сложных, непонятных терминов;

2. Понятны ли респонденту единицы измерения, употребляе­те в вопросе?

3.Компетентны ли опрашиваемые в информации, необходимой для ответа на данный вопрос? Не следует ли включить фильтры на компетентность?

4. Не предъявляет ли вопрос непосильных требований к памяти опрашиваемого?

5. Нет ли опасности получить стереотипный ответ?

6. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос, нет ли необходимости расчленить их на тематические блоки?

7. Не вызовет ли вопрос отрицательные эмоции у опрашиваемого?

8. Не задевает ли вопрос достоинство или- интимные стороны его жизни?