Отработка проектирования инструментария опроса

3.1. В схеме 3.3 указаны виды вопросов, используемые в ходе опроса.

1) Каково функциональное назначение каждого вида вопросов? В каких видах опроса наиболее оптимально использование каждого из вопросов?

2) Какими конструктивными особенностями обладает каждый вид вопроса?

3) Ориентация на какие методические требования необходи­ма при правильном использовании каждого вида вопросов? Какими логическими и психологическими особенностями они обла­дают?

4) От чего зависит надежность и достоверность информации, полученной по каждому виду опроса?

5) В каких сочетаниях и комбинациях встречаются вопросы: прикладном социологическом исследовании? Какие сочетания а комбинации более оптимальны, имеют принципиальное ограничение?

3.2.Составьте 2—3 формулировки по каждому из указанных видов вопроса. Проведите их терминологический анализ. Попытайтесь определить, для каких групп респондентов ваши опросы могут оказаться недоступными, двусмысленными? Об­меняйтесь составленными формулировками вопросов и прове­сите их анализ.

3.3.Для каких групп респондентов труднодоступно понима­ние терминов «акция», «гипотетичный», «доминировать», «им­понировать», «коалиция», «панацея», «регенерация», «урбани­зация», «ценз», «эффект». Дайте более простое выражение них слов.

3.4. На с. 17—22 выделены этапы и процедуры проектиро­вания анкет. Укажите, какие функции выполняет каждая из процедур проектирования в решении исследовательских задач. Каково назначение структурных частей анкеты?

3.5. Сформулируйте вопросы по программе, составленной к
зданию 2.1. Спроектируйте вопросник (анкету). В проектировании вопросника ориентируйтесь на этапы и процедуры.

 

4. Отработка процедур подготовки интервьюеров и анкетеров

 

4.1. На с. 24-25 указаны те качества, которые имеют специальное значение для интервьюера и анкетера. Попытайтесь объяснить, в какой мере : почему необходимы интервьюеру указанные качества. Попробуйте проанализировать, какими из перечисленных данных обладаете вы, что недостает вам для профессиональной подготовки анкетера и интервьюера. Что еще. по вашему мнению, необходимо лицу, которое ведет опрос? Кто из студентов вашей группы по вашим критериям мог бы наиболее удачно выполнить функцию интервьюера? анкетера? Обоснуйте свой выбор. Укажите, какими, методами можно фор­мировать качества интервьюера.

4.2.На с.23 указан примерный перечень признаков, который обычно входит в содержание инструкции интервьюеру. Почему необходимо внимание к выделенным позициям? Какие еще по­зиции могут быть отражены в инструкции интервьюеру?

4.3.Составьте примерный проект инструкции интервьюеру по выбранной вами теме.

 

Этапы и процедуры опроса

1. Подготовительный этап

1.1. Разработка программы опроса, постановка целей, задач.
Обоснование Необходимости его применения и выбор вида

проса.

1.1.1. Определение предмета опроса, его целей и задач на основе выделенных гипотез исследования, его концептуальной : схемы.

1.1.2. Определение объекта опроса; предварительная харак­теристика генеральной совокупности.

1.1.3. Выделение состава задач, категорий анализа и ситуа­ций для проектирования вопросника.

1.2. Составление плана и сетевого графика работ.

1.3. Проектирование инструментария (вопросника, анкеты,
слана интервью, классификатора контент-анализа открытых вопросов, кодировочных листов).

1.4.Пилотаж инструментария, его корректировка.

1.5.Размножение инструментария.

1.6. Уточнение объекта и выборка. Установление правил отпора респондентов. Составление списков респондентов, маршрутных листов интервьюеров. Построение таблиц и графиков по обоснованию коррекции выборки.

1.7.Подготовка программы обработки и анализа данных.

1.8.Подготовка технических средств: аудиовизуальных средств обращения с респондентами, регистрации и обработки данных.

1.9.Составление инструкций респонденту, интервьюеру, ан­кетеру, другим лицам, участвующим в опросе.

1.10.Подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, коди­ровщиков. Комплектование рабочих групп по проведению опро­са, их инструктаж, обучение, репетиция процедур опроса. Под­готовка интервьюеров включает инструктаж (см. инструкцию интервьюера), разбор вопросника, пробный и показательный опрос с анализом ошибок, достоинств и недостатков. После представления отчета по исследованию интервьюерам сообща­ется оценка достоверности и надежности данных опроса.

1.11.Организация условий проведения опроса. Выдача ин­тервьюерам нарядов-заданий на проведение опроса.

2. Оперативный этап сбора данных

2.1.Общее знакомство интервьюера с местом проведения оп­роса. Уточнение адреса.

2.2.Контакт с респондентом, получение его согласия на участие в опросе. Уточнение места и времени проведения опро­са.

2.3.Инструктаж респондента по заданиям опроса. Мотива­ция участия в опросе.

2.4.Опрос респондента по вопроснику, регистрация его от­ветов в соответствии с инструкциями, программой.

2.5.Уточнение записей после беседы с респондентом. Фик­сация сопутствующих факторов, характеризующих поведение респондента, обстановку проведения опроса.

2.6. Обработка аудиовизуальных технических записей.

2.7. Контроль за ходом выполнения требований программы,
инструкций, сетевого графика. Выборочная проверка работы
интервьюеров. Самоконтроль интервьюеров.

2.8. Сбор учетных документов. Проверка, первичная обработка анкет вопросников, кодировочных листов, их подготовка
к машинной обработке.

3. Результирующий этап обработки и анализ данных

3.1.Ручная обработка данных.

3.2.Обработка и контент-анализ открытых вопросов.

3.3. Перевод данных на машинные носители и машинная, обработка.

3.4. Статистическая обработка по программе анализа. По­строение и исчисление показателей. Вычисление коэффициента устойчивости, согласия, надежности и достоверности данных.

3.5. Характеристика состава опрошенных, репрезентативно­сти данных опроса.

3.6. Иллюстрация, доказательство гипотез на основе полу­ченных данных. Построение выводов в соответствии с получен­ными показателями.

3.7.Сопоставление показателей и выводов, полученных на основе применения данного опроса, с выводами и показателя­ми, полученными в ходе аналогичных опросов, с помощью дру­гих методов сбора информации.

3.8.Анализ и оценка эффективности применения метода опроса. Степень соответствия полученных данных целям ис­следования. Выявление ошибок, новаций, их объяснение, реко­мендации по совершенствованию метода опроса. Перевод дан­ных инструментария и опроса в банки данных.

3.9.Выработка рекомендаций по теме анализа, по решению поставленных задач. Подготовка отчета.

Проектирование анкеты (вопросника)

1. Формулировка заданий к проектированию анкеты. Выде­ление следствий из гипотез, которые нуждаются в подтвержде­нии или опровержении данными опроса, выделение опорных понятий, раскрывающих содержание этих следствий. Построе­ние логической схемы, обоснование полноты и непротиворечи­вости выделенной системы понятий. Поиск необходимых и до­статочных для исследования эмпирических индикаторов и пока­зателей, характеризующих предполагаемые зависимости. Уста­новление заданий по их сбору.

2. Построение категорий анализа. Эмпирическая интерпрета­ция выделенных опорных понятий, проблем исследования. Уста­новление состава жизненных ситуаций респондентов, в которых проявляются' требуемые индикаторы и показатели. Определение состава проблем (задач) по отношению респондентов к данным ситуациям, по включению в эти ситуации. Закрепление за каж­дой категорией анализа определенных признаков отношения респондентов к выделенным ситуациям (фактам, объектам).

3. Определение состава тем, проблем, задач, включаемых в состав анкеты в соответствии с выделенными категориями ана­лиза («О чем необходимо спросить респондента?»). Установле­ние, зависимостей между выделенными темами обращения к респонденту.

4. Построение блока «паспортичка», фиксирующего объек­тивные данные о респонденте. Определение состава демографи­ческих, профессиональных, политических, культурных показа­телей, характеризующих положение респондента, его отноше­ние к выделенным ситуациям анализа. Ограничение круга по­казателей исследовательскими задачами, выделение фиксируе­мых индикаторов каждого показателя. Установление формы вопросов по паспортичке, способа фиксации данных.

5. Проектирование блока программно-тематических вопросов.

5.1. Выделение разделов (блоков) по заданным програм­мой темам. Общая конструкция тематического блока. Комплекс вопросов, относящихся к определенной теме, ориентирует на жизненную ситуацию респондента, способствует раскрытию его отношения к этой ситуации. Необходимо, по крайней мере, че­тыре типа вопросов (элементов блока).

1) Вопросы, указывающие на объективную включенность респондента в ситуацию (процесс, вид деятельности и т. п.) («Занимаетесь ли вы бегом?», «В какой форме вы занимаетесь бегом?», «Какова продолжительность, регулярность таких заня­тий?», «Подписываетесь ли вы на газеты, журналы?», «Какую газету получаете по подписке в текущем году?»).

2) Вопросы, указывающие на мотивы включенности (уча­стия) («Что побудило вас заняться бегом?», «Почему при под­писке вы выбрали газету «Труд»?»).

3) Вопросы, выражающие удовлетворенность включенностью (участием) («Удовлетворены ли вы занятиями бегом?», «Инте­ресны ли вам материалы, публикуемые в газете?»).

4) Вопросы, раскрывающие план (ожидания) дальнейшей включенности (участия) («Есть ли у вас намерение начать (продолжать) занятия бегом?», «Что бы вы порекомендовали начинающим заниматься бегом?», «Предполагаете ли вы про­должить подписку на газету «Труд»?», «Какие материалы вам хотелось бы чаще встречать на страницах этой газеты?»).

Каждый тип вопросов может быть представлен различными характеристиками, изменениями. Блочно-комплексное исполь­зование вопросов дает возможность респонденту последователь­но «войти в ситуацию». В анализе результатов опроса по дан­ным элементам блока вопросов может быть «взвешено» каче­ство представленной респондентом информации.

5.2. Конструирование вопроса.

5.2.1. Выбор формы (схема 3.3) и формулирование вопроса.
Перевод исследовательской задачи на язык вопроса к респонденту.

5.2.2. Построение вариантов ответа на вопрос.

5.2.3.Терминологическое уточнение вопроса с вариантами ответа: обеспечение доступности языка вопроса респонденту, соответствия языка вопроса лексике, которой пользуется рес­пондент.

5.2.4.Анализ конструкции вопроса по содержанию требова­ний, предъявляемых к форме вопроса.

5.2.5.Анализ конструкции вопроса по методическим крите­риям.

а) Правильное понимание вопроса респондентом. Его содержание должно соответствовать уровню компетентности респондента. Исключение неясных формулировок. Для трудных элементов смысла вопроса вставляются наводящие предложения.

б) Выбор респондентом адекватного ответа. Устраняются
элементы навязывания ответа, особенно установок исследователя.

в) Правильное выражение респондентом своего ответа.

г) Исключение в формулировке вопроса отвлекающих элементов, в том числе задевающих достоинство, вызывающих смущение и т. п.

5.2.6.Апробация вопроса и вариантов ответа. Их последую­щее уточнение.

5.2.7.Построение классификатора контент-анализа открытых вопросов.

5.3. Компоновка вопросов в тематическом блоке.

5.3.1. Согласование формулировок вопросов по смыслу.

5.3.2. Введение по необходимости процедурных вопросов:
вопросов-фильтров, контрольных, наводящих. Вставка возможных пояснений, указаний, иллюстраций.

5.3.3. Апробация тематического блока, его уточнение.

5.4. Компоновка различных тематических блоков. Согласование различных тематических блоков. Принцип расположения тематических блоков: усложнение от начала к середине (где помещают самые актуальные и важные для исследования во­лосы) и облегчение от середины к концу анкеты.

6. Составление вводного обращения и инструкции респонденту.

Вводная часть анкеты включает указания на цели и задачи роса, данные об организации, проводящей опрос, просьбу принять участие и оказать помощь в достижении целей исследования, указание на практическую значимость и ценность ожидаемой от респондента информации. В массовых опросах подчеркивается анонимный характер сведений респондентов. В инструкции по заполнению анкеты обычно указывается на необходимость внимательного прочтения вопроса в целом, выяснений, относящихся к вопросу и всех выделенных вариан­тов ответа на него; только после этого можно выбирать ответ и делать соответствующие пометки в анкете. Иногда рекомендуется перед заполнением предварительно ознакомиться со всей «кетой. В инструкции обращается внимание на необходимость самостоятельного заполнения анкеты, без обращения за помощью к окружающим (кроме интервьюера). Во вводной части и в конце анкеты выражается признательность за участие в опросе.

7. Построение общей композиции анкеты и сценария по работе респондента (интервьюера) с анкетой. Введение по необходимости контактных вопросов, вопросов-пауз, пояснений, указаний респонденту и интервьюеру, аппликаций, диаграмм, таб­лиц. Структура анкеты задается этапами опроса. Начинается анкета с обращения к респонденту и инструкции по ее заполнению. Первые вопросы имеют содержательные и контактные функции. Далее содержательные вопросы чередуются с вопро­сами фильтрами, контрольными, контактными, функционально-психологическими. Паспортичку обычно помещают в конце анкеты. Рекомендуется завершить анкету специальными застав­ками, снимающими напряжение.

8. Кодификация вопросов и вариантов ответов респондентов

9. Графическое оформление анкеты, ее размножение для апробации.

10. Определение необходимости и целесообразности применения технических средств в ходе опроса.

11. Апробация, пилотаж проекта анкеты. Уточнение проекта.

12.Обсуждение и утверждение проекта анкеты, его размно­жение.

13.Формулирование правил, требований по использование анкеты на всех этапах опроса. Составление инструкций анкете­ру (интервьюеру). Проектирование вопросника интервью ведет­ся аналогично. При этом учитывается определенная компетент­ность интервьюера, то, что он сам фиксирует ответы респонден­та. По ходу опроса в воспроснике ему могут быть введены соответствующие указания.

Карта экспериментальной оценки вопроса