Отработка проектирования инструментария опроса
3.1. В схеме 3.3 указаны виды вопросов, используемые в ходе опроса.
1) Каково функциональное назначение каждого вида вопросов? В каких видах опроса наиболее оптимально использование каждого из вопросов?
2) Какими конструктивными особенностями обладает каждый вид вопроса?
3) Ориентация на какие методические требования необходима при правильном использовании каждого вида вопросов? Какими логическими и психологическими особенностями они обладают?
4) От чего зависит надежность и достоверность информации, полученной по каждому виду опроса?
5) В каких сочетаниях и комбинациях встречаются вопросы: прикладном социологическом исследовании? Какие сочетания а комбинации более оптимальны, имеют принципиальное ограничение?
3.2.Составьте 2—3 формулировки по каждому из указанных видов вопроса. Проведите их терминологический анализ. Попытайтесь определить, для каких групп респондентов ваши опросы могут оказаться недоступными, двусмысленными? Обменяйтесь составленными формулировками вопросов и провесите их анализ.
3.3.Для каких групп респондентов труднодоступно понимание терминов «акция», «гипотетичный», «доминировать», «импонировать», «коалиция», «панацея», «регенерация», «урбанизация», «ценз», «эффект». Дайте более простое выражение них слов.
3.4. На с. 17—22 выделены этапы и процедуры проектирования анкет. Укажите, какие функции выполняет каждая из процедур проектирования в решении исследовательских задач. Каково назначение структурных частей анкеты?
3.5. Сформулируйте вопросы по программе, составленной к
зданию 2.1. Спроектируйте вопросник (анкету). В проектировании вопросника ориентируйтесь на этапы и процедуры.
4. Отработка процедур подготовки интервьюеров и анкетеров
4.1. На с. 24-25 указаны те качества, которые имеют специальное значение для интервьюера и анкетера. Попытайтесь объяснить, в какой мере : почему необходимы интервьюеру указанные качества. Попробуйте проанализировать, какими из перечисленных данных обладаете вы, что недостает вам для профессиональной подготовки анкетера и интервьюера. Что еще. по вашему мнению, необходимо лицу, которое ведет опрос? Кто из студентов вашей группы по вашим критериям мог бы наиболее удачно выполнить функцию интервьюера? анкетера? Обоснуйте свой выбор. Укажите, какими, методами можно формировать качества интервьюера.
4.2.На с.23 указан примерный перечень признаков, который обычно входит в содержание инструкции интервьюеру. Почему необходимо внимание к выделенным позициям? Какие еще позиции могут быть отражены в инструкции интервьюеру?
4.3.Составьте примерный проект инструкции интервьюеру по выбранной вами теме.
Этапы и процедуры опроса
1. Подготовительный этап
1.1. Разработка программы опроса, постановка целей, задач.
Обоснование Необходимости его применения и выбор вида
проса.
1.1.1. Определение предмета опроса, его целей и задач на основе выделенных гипотез исследования, его концептуальной : схемы.
1.1.2. Определение объекта опроса; предварительная характеристика генеральной совокупности.
1.1.3. Выделение состава задач, категорий анализа и ситуаций для проектирования вопросника.
1.2. Составление плана и сетевого графика работ.
1.3. Проектирование инструментария (вопросника, анкеты,
слана интервью, классификатора контент-анализа открытых вопросов, кодировочных листов).
1.4.Пилотаж инструментария, его корректировка.
1.5.Размножение инструментария.
1.6. Уточнение объекта и выборка. Установление правил отпора респондентов. Составление списков респондентов, маршрутных листов интервьюеров. Построение таблиц и графиков по обоснованию коррекции выборки.
1.7.Подготовка программы обработки и анализа данных.
1.8.Подготовка технических средств: аудиовизуальных средств обращения с респондентами, регистрации и обработки данных.
1.9.Составление инструкций респонденту, интервьюеру, анкетеру, другим лицам, участвующим в опросе.
1.10.Подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, кодировщиков. Комплектование рабочих групп по проведению опроса, их инструктаж, обучение, репетиция процедур опроса. Подготовка интервьюеров включает инструктаж (см. инструкцию интервьюера), разбор вопросника, пробный и показательный опрос с анализом ошибок, достоинств и недостатков. После представления отчета по исследованию интервьюерам сообщается оценка достоверности и надежности данных опроса.
1.11.Организация условий проведения опроса. Выдача интервьюерам нарядов-заданий на проведение опроса.
2. Оперативный этап сбора данных
2.1.Общее знакомство интервьюера с местом проведения опроса. Уточнение адреса.
2.2.Контакт с респондентом, получение его согласия на участие в опросе. Уточнение места и времени проведения опроса.
2.3.Инструктаж респондента по заданиям опроса. Мотивация участия в опросе.
2.4.Опрос респондента по вопроснику, регистрация его ответов в соответствии с инструкциями, программой.
2.5.Уточнение записей после беседы с респондентом. Фиксация сопутствующих факторов, характеризующих поведение респондента, обстановку проведения опроса.
2.6. Обработка аудиовизуальных технических записей.
2.7. Контроль за ходом выполнения требований программы,
инструкций, сетевого графика. Выборочная проверка работы
интервьюеров. Самоконтроль интервьюеров.
2.8. Сбор учетных документов. Проверка, первичная обработка анкет вопросников, кодировочных листов, их подготовка
к машинной обработке.
3. Результирующий этап обработки и анализ данных
3.1.Ручная обработка данных.
3.2.Обработка и контент-анализ открытых вопросов.
3.3. Перевод данных на машинные носители и машинная, обработка.
3.4. Статистическая обработка по программе анализа. Построение и исчисление показателей. Вычисление коэффициента устойчивости, согласия, надежности и достоверности данных.
3.5. Характеристика состава опрошенных, репрезентативности данных опроса.
3.6. Иллюстрация, доказательство гипотез на основе полученных данных. Построение выводов в соответствии с полученными показателями.
3.7.Сопоставление показателей и выводов, полученных на основе применения данного опроса, с выводами и показателями, полученными в ходе аналогичных опросов, с помощью других методов сбора информации.
3.8.Анализ и оценка эффективности применения метода опроса. Степень соответствия полученных данных целям исследования. Выявление ошибок, новаций, их объяснение, рекомендации по совершенствованию метода опроса. Перевод данных инструментария и опроса в банки данных.
3.9.Выработка рекомендаций по теме анализа, по решению поставленных задач. Подготовка отчета.
Проектирование анкеты (вопросника)
1. Формулировка заданий к проектированию анкеты. Выделение следствий из гипотез, которые нуждаются в подтверждении или опровержении данными опроса, выделение опорных понятий, раскрывающих содержание этих следствий. Построение логической схемы, обоснование полноты и непротиворечивости выделенной системы понятий. Поиск необходимых и достаточных для исследования эмпирических индикаторов и показателей, характеризующих предполагаемые зависимости. Установление заданий по их сбору.
2. Построение категорий анализа. Эмпирическая интерпретация выделенных опорных понятий, проблем исследования. Установление состава жизненных ситуаций респондентов, в которых проявляются' требуемые индикаторы и показатели. Определение состава проблем (задач) по отношению респондентов к данным ситуациям, по включению в эти ситуации. Закрепление за каждой категорией анализа определенных признаков отношения респондентов к выделенным ситуациям (фактам, объектам).
3. Определение состава тем, проблем, задач, включаемых в состав анкеты в соответствии с выделенными категориями анализа («О чем необходимо спросить респондента?»). Установление, зависимостей между выделенными темами обращения к респонденту.
4. Построение блока «паспортичка», фиксирующего объективные данные о респонденте. Определение состава демографических, профессиональных, политических, культурных показателей, характеризующих положение респондента, его отношение к выделенным ситуациям анализа. Ограничение круга показателей исследовательскими задачами, выделение фиксируемых индикаторов каждого показателя. Установление формы вопросов по паспортичке, способа фиксации данных.
5. Проектирование блока программно-тематических вопросов.
5.1. Выделение разделов (блоков) по заданным программой темам. Общая конструкция тематического блока. Комплекс вопросов, относящихся к определенной теме, ориентирует на жизненную ситуацию респондента, способствует раскрытию его отношения к этой ситуации. Необходимо, по крайней мере, четыре типа вопросов (элементов блока).
1) Вопросы, указывающие на объективную включенность респондента в ситуацию (процесс, вид деятельности и т. п.) («Занимаетесь ли вы бегом?», «В какой форме вы занимаетесь бегом?», «Какова продолжительность, регулярность таких занятий?», «Подписываетесь ли вы на газеты, журналы?», «Какую газету получаете по подписке в текущем году?»).
2) Вопросы, указывающие на мотивы включенности (участия) («Что побудило вас заняться бегом?», «Почему при подписке вы выбрали газету «Труд»?»).
3) Вопросы, выражающие удовлетворенность включенностью (участием) («Удовлетворены ли вы занятиями бегом?», «Интересны ли вам материалы, публикуемые в газете?»).
4) Вопросы, раскрывающие план (ожидания) дальнейшей включенности (участия) («Есть ли у вас намерение начать (продолжать) занятия бегом?», «Что бы вы порекомендовали начинающим заниматься бегом?», «Предполагаете ли вы продолжить подписку на газету «Труд»?», «Какие материалы вам хотелось бы чаще встречать на страницах этой газеты?»).
Каждый тип вопросов может быть представлен различными характеристиками, изменениями. Блочно-комплексное использование вопросов дает возможность респонденту последовательно «войти в ситуацию». В анализе результатов опроса по данным элементам блока вопросов может быть «взвешено» качество представленной респондентом информации.
5.2. Конструирование вопроса.
5.2.1. Выбор формы (схема 3.3) и формулирование вопроса.
Перевод исследовательской задачи на язык вопроса к респонденту.
5.2.2. Построение вариантов ответа на вопрос.
5.2.3.Терминологическое уточнение вопроса с вариантами ответа: обеспечение доступности языка вопроса респонденту, соответствия языка вопроса лексике, которой пользуется респондент.
5.2.4.Анализ конструкции вопроса по содержанию требований, предъявляемых к форме вопроса.
5.2.5.Анализ конструкции вопроса по методическим критериям.
а) Правильное понимание вопроса респондентом. Его содержание должно соответствовать уровню компетентности респондента. Исключение неясных формулировок. Для трудных элементов смысла вопроса вставляются наводящие предложения.
б) Выбор респондентом адекватного ответа. Устраняются
элементы навязывания ответа, особенно установок исследователя.
в) Правильное выражение респондентом своего ответа.
г) Исключение в формулировке вопроса отвлекающих элементов, в том числе задевающих достоинство, вызывающих смущение и т. п.
5.2.6.Апробация вопроса и вариантов ответа. Их последующее уточнение.
5.2.7.Построение классификатора контент-анализа открытых вопросов.
5.3. Компоновка вопросов в тематическом блоке.
5.3.1. Согласование формулировок вопросов по смыслу.
5.3.2. Введение по необходимости процедурных вопросов:
вопросов-фильтров, контрольных, наводящих. Вставка возможных пояснений, указаний, иллюстраций.
5.3.3. Апробация тематического блока, его уточнение.
5.4. Компоновка различных тематических блоков. Согласование различных тематических блоков. Принцип расположения тематических блоков: усложнение от начала к середине (где помещают самые актуальные и важные для исследования волосы) и облегчение от середины к концу анкеты.
6. Составление вводного обращения и инструкции респонденту.
Вводная часть анкеты включает указания на цели и задачи роса, данные об организации, проводящей опрос, просьбу принять участие и оказать помощь в достижении целей исследования, указание на практическую значимость и ценность ожидаемой от респондента информации. В массовых опросах подчеркивается анонимный характер сведений респондентов. В инструкции по заполнению анкеты обычно указывается на необходимость внимательного прочтения вопроса в целом, выяснений, относящихся к вопросу и всех выделенных вариантов ответа на него; только после этого можно выбирать ответ и делать соответствующие пометки в анкете. Иногда рекомендуется перед заполнением предварительно ознакомиться со всей «кетой. В инструкции обращается внимание на необходимость самостоятельного заполнения анкеты, без обращения за помощью к окружающим (кроме интервьюера). Во вводной части и в конце анкеты выражается признательность за участие в опросе.
7. Построение общей композиции анкеты и сценария по работе респондента (интервьюера) с анкетой. Введение по необходимости контактных вопросов, вопросов-пауз, пояснений, указаний респонденту и интервьюеру, аппликаций, диаграмм, таблиц. Структура анкеты задается этапами опроса. Начинается анкета с обращения к респонденту и инструкции по ее заполнению. Первые вопросы имеют содержательные и контактные функции. Далее содержательные вопросы чередуются с вопросами фильтрами, контрольными, контактными, функционально-психологическими. Паспортичку обычно помещают в конце анкеты. Рекомендуется завершить анкету специальными заставками, снимающими напряжение.
8. Кодификация вопросов и вариантов ответов респондентов
9. Графическое оформление анкеты, ее размножение для апробации.
10. Определение необходимости и целесообразности применения технических средств в ходе опроса.
11. Апробация, пилотаж проекта анкеты. Уточнение проекта.
12.Обсуждение и утверждение проекта анкеты, его размножение.
13.Формулирование правил, требований по использование анкеты на всех этапах опроса. Составление инструкций анкетеру (интервьюеру). Проектирование вопросника интервью ведется аналогично. При этом учитывается определенная компетентность интервьюера, то, что он сам фиксирует ответы респондента. По ходу опроса в воспроснике ему могут быть введены соответствующие указания.
Карта экспериментальной оценки вопроса