Антропоморфизмы Свщ. Писания
Хотя Библия учит, что Бог есть Дух, тем не менее, в Свщ. Писании содержится множество так называемых антропоморфизмов (от греч.антропос; -человек и морфи -форма). Антропоморфизмы — это усвоение Богу телесных органов, чувств, состояний и способностей, присущих тварным существам.
"Пространный Катихизис" говорит, что таким образом "Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку человеческому, а понимать сие надобно духовным и высшим образом…" (41).
Антропоморфизмы следует понимать как указания на духовные свойства и действия Божий, о которых мы можем судить, по словам св. Иоанна Дамаскина, только
"посредством образов, типов и символов, нам сообразных "(42).
Ересь антропоморфитов, считавших, что Бог действительно есть существо телесное, было осуждено Церковью. В Синодике в Неделю Торжества Православия сказано:
"глаголющим Бога не быти дух, но плоть - анафема "(43) .
ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ
Догмат о Пресвятой Троице— основание христианской религии
Вера в единого Бога не является специфической особенностью христианства, в единого Бога веруют также мусульмане ииудеи. В Символе верырядом со словом "Бог" стоит собственное имя "Отец".
"Сие должно понимать в отношении к таинству Святой Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная "(44) .
Именно вера в Бога - Троицу отличает христианство от других монотеистических религий. Учение о Пресв. Троице дано в Божественном Откровении. Этот догмат непостижим на уровне рассудка, поэтому ни одна естественная философия не смогла возвыситься до учения о Триедином Боге.
Догмат о Пресв. Троице является основанием всего христианского веро- и нравоучения, в частности, учения о Боге Творце и Промыслитепе мира.
Учение о Триединстве Божества сводится к следующим основным положениям:
1) Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге - Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Пресв. Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Три Божественных Лица отличаются личными (ипостасными) свойствами.
Учение о Пресвятой Троице в Свщ. Писании