PEST-анализ

PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.

Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно расcматривать в виде четырехпольной таблицы.

Пример факторов, которые, как правило, рассматриваются в ходе анализа.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ
  • Текущее законодательство на рынке
  • Будущие изменения в законодательстве
  • Европейское/международное законодательство
  • Регулирующие органы и нормы
  • Правительственная политика, изменение
  • Государственное регулирование конкуренции
  • Торговая политика
  • Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции
  • Выборы на всех уровнях власти
  • Финансирование, гранты и инициативы
  • Группы лоббирования/давления рынка
  • Международные группы давления
  • Экологические проблемы
  • Прочее влияние государства в отрасли
  • Экономическая ситуация и тенденции
  • Динамика ставки рефинансирования
  • Уровень инфляции
  • Инвестиционный климат в отрасли
  • Заграничные экономические системы и тенденции
  • Общие проблемы налогообложения
  • Налогообложение, определенное для продукта / услуг
  • Сезонность / влияние погоды
  • Рынок и торговые циклы
  • Платежеспособный спрос
  • Специфика производства
  • Товаропроводящие цепи и дистрибуция
  • Потребности конечного пользователя
  • Обменные курсы валют
  • Основные внешние издержки
    • Энергоносители
    • Транспорт
    • Сырье и комплектующие
    • Коммуникации
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
  • Демография
  • Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы
  • Структура доходов и расходов
  • Базовые ценности
  • Тенденции образа жизни
  • Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии
  • Модели поведения покупателей
  • Мода и образцы для подражания
  • Главные события и факторы влияния
  • Мнения и отношение потребителей
  • Потребительские предпочтения
  • Представления СМИ
  • Точки контакта покупателей
  • Этнические / религиозные факторы
  • Реклама и связи с общественностью
  • Развитие конкурентных технологий
  • Финансирование исследований
  • Связанные / зависимые технологии
  • Замещающие технологии/решения
  • Зрелость технологий
  • Изменение и адаптация новых технологий
  • Производственная емкость, уровень
  • Информация и коммуникации, влияние интернета
  • Потребители, покупающие технологии
  • Законодательство по технологиям
  • Потенциал инноваций
  • Доступ к технологиям, лицензирование, патенты
  • Проблемы интеллектуальной собственности

Порядок проведения PEST-анализа. Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:

  1. Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
  2. Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.
  3. Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5 балльной шкале: «пять» - сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» - отсутствие воздействия, угрозы.
  4. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.

Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозиремые факторы внешней среды.

ПРИМЕР 6

Результаты анализа внешних стратегических факторов (условный пример)

Внешние стратегические факторы Вес Оценка Взвешенная оценка
Возможности: Благоприятная демографическая ситуация Развитие розничной сети Государственная поддержка малого бизнеса Экономическая стабилизация 0,05 0,10 0,20 0,15 4 2 5 1 0,20 0,20 1,00 0,15
Угрозы Усиление государственного регулирования Конкуренция на внутреннем рынке Новые технологии 0,15 0,10 0,15 4 4 2 0,60 0,40 0,30
Снижение активности потребителей 0,10 0,20
Суммарная оценка 1,0   3,05

В данном случае оценка 3,05 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.