Раскрыть связь методики ФЭМП с другими науками.
Методика формирования элементарных математических представлений дошкольников тесно связана со многими науками, и прежде всего с теми, предметом изучения которых являются разные стороны личности и деятельности ребёнка-дошкольника, процесс его воспитания и обучения.
Наиболее тесная связь существует у неё с дошкольной педагогикой.
Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т.д. Связь эта по своему характеру взаимная: исследование и разработка проблем формирования элементарных математических представлений у детей в свою очередь совершенствует педагогическую теорию, обогащая её новым фактическим материалом.
Подготовка детей к усвоению математики в школе не может осуществляться успешно без связи с методикой начального обучения математике и теми аспектами самой математики, которые являются теоретической основой обучения дошкольников и младших школьников. Опора на эти науки позволяет, во-первых, определить объём и содержание знаний, которые должны быть освоены детьми в детском саду и служить фундаментом математического образования; во-вторых, использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающие возрастным особенностям дошкольников, требованиям принципа преемственности. Общеизвестно, что при усвоении математических знаний у многих учащихся возникают серьёзные затруднения, причиной которых, как правило, бывает недостаточная математическая подготовка в дошкольном возрасте.
Многосторонние контакты существуют между частными методиками, изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучение маленьких детей: методикой формирования элементарных математических представлений, развития речи, методикой изобразительной деятельности, экологического воспитания детей теорией и методикой физического воспитания и др.
Методика формирования элементарных математических представлений связана с психологией. Обучение должно строиться с учётом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребёнка, что является предметом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь не только функционируют, но и интенсивно развиваются в процессе обучения.
Психологические особенности и закономерности восприятия ребёнком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при разработке методики формирования элементарных математических представлений. Психология определяет возрастные возможности детей в усвоении знаний и навыков в зависимости от типа обучения. Современные психологические исследования показывают, что способности дошкольников в овладении математическими представлениями велики и до конца ещё не раскрыты, полностью не изучены.
Методика формирования элементарных математических представлений связана с анатомией, физиологией и гигиеной детей раннего и дошкольного возраста. Рациональное построение процесса обучения связано с созданием оптимальных условий на основе анатомо-физиологических особенностей маленьких детей. Закономерности протекания физиологических процессов у дошкольников служат основой для определения места и длительности занятий по формированию элементарных математических представлений для каждой возрастной группы детского сада, обусловливают саму их структуру, сочетание и чередование различных методов и средств обучения, разных по характеру видов деятельности (включение физкультминуток, дозирование познавательных задач и т.д.).
Методика формирования элементарных математических представлений связана с физикой, так как часто приходится объяснять детям в доступной форме происходящие в природе явления, а для этого педагогу самому нужно владеть хотя бы элементарными знаниями физики.
Связь с различными науками создают теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду.
Перечислить формы специально организованной работы по элементарной математике (по методике И.В.Житко). Дать характеристику использованию игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
При формировании элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие формы специально организованной работы.
Формы специально организованной работы | Возраст. Группа |
Обследование | Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст |
Опыты, эксперименты | Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст |
Игра | Во всех возрастных группах |
Занятия | Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст |
Развлечения с математическим содержанием | Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст |
Работа с индивидуальным материалом | Старший дошкольный возраст |
Индивидуальная работа с ребёнком | Во всех возрастных группах |
Домашнее задание | Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст |
Рассматривание произведений изобразительного искусства | Во всех возрастных группах |
Чтение специально подобранных литературных произведений | Во всех возрастных группах |
Игра - ведущий вид деятельности в жизни ребёнка, средство познания окружающего мира. При формировании элементарных математических представлений используются различные игры. Это предметно-игровая деятельность, игры-упражнения, игры-забавы, подвижные игры с математическим содержанием и др. Особая роль во всех возрастных группах отводится дидактическим играм. Например, "Найди предмет такой же формы", "Что изменилось", "Когда это бывает" и др. В старшем дошкольном возрасте большое место отводится сюжетно-дидактическим играм с математическим содержанием. Например, "Магазин", "Почта", "Школа", "Парикмахерская", "Фабрика" и др. В процессе игр дети непроизвольно усваивают элементарные математические представления, у них развиваются мышление, внимание, память и другие психические процессы.
В первой младшей группе игры проводятся 2 раза в неделю, в остальных группах - ежедневно.