Темы, идеи, образы «Котлована».

http://www.litra.ru/fullwork/work/wrid/00047201184773068655/

http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00486161190557308145/

http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00530651190557355531/

Литература. Учебник / Под ред. П. Журавлева.

http://www.alleng.ru/d/lit/lit96.htm

 

Кормилов

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Korm/12.php

 

Худ. мир Платонова.

П. рисует Россию уездную, полудеревенскую – полугородскую, пребывающую в доист. темноте. Восприятие ею идей происходит в странном, мифологизированном виде; идеи общ-ва развитой пром-сти (во многом именно в этом состояла мечта самого Пл.) накладываются на убогую, нищую действ-сть и дремучее состояние интеллекта. Впрочем, состояние сознания (и отдельного ч-ка, и народного в целом) у Пл. выглядит вовсе не однозначныим. Его герой – чудак и мечтатель. И это одних делает наивными дураками (варианты: далеко не наивный дурак, становящийся опорой режима, напр., Пашкин из «Котлована»; наивный дурачок, облапошенный режимом, - др. персонажи «котлована», девочка Настя в нем); а других делает народными мыслителями, носителями глубочайшей душевной теплоты, романтиками, жаждущими преображения мира. При этом они мучительно переживают разобщенность людей, смертность людей, особенно людей близких, неосуществимость радости, братства, любви. При этом революция (социализм) осмысляется ими как путь преодоления:

1) одиночества;

2) самой смерти (это точно зафиксированный Пл-вым факт: именно в таком мифологизированном виде рев. и воспринималась значительной частью народа).

 

 

46.Роман «Чевенгур».

Задуман в 1926 г. и написан в 1927-1929. Этот единственный завершенный роман в творчестве Платонова - большое произведение, построенное по законам данного жанра, хоть писатель, кажется, и не стремился строго следовать канонам романа. Его композиция осложнена разного рода отступлениями от основного сюжета, казалось бы, мало связанными между собой. Но внутреннее единство романа очевидно: в нем есть главный герой, его судьба от детских лет до последних дней жизни, есть четко оформленное обрамление, перекличка мотивов начала и финала, есть комплекс идей, придающих обобщенному смыслу романа завершенность и целеустремленность.

Жанр.

«Чевенгур» как один из романов XX века имеет сложную структуру, вбирающую в себя разные романные тенденции: это и «роман становления человека», и «роман-путешествие», и «роман-испытание» - испытание человека и идеи (терминология Бахтина) . М. Горький назвал «Чевенгур» «лирической сатирой». Действительно, роман насыщен лиризмом и в нем «нежное отношение к людям» - такова природа платоновского гуманизма. Но при этом «Ч» еще и ром -антиутопия.

 

Антиутопические тенденции в романе нарастают постепенно и последовательно, но в полной мере реализуются в этой части – в повествовании о коммуне на реке Чевенгурке. При этом роман нельзя назвать злобной карикатурой на идеи социализма.

Главный герой романа Саша Дванов отдельными чертами близок автору, Платонов дал ему часть автобиографии, свои мысли начала 20-х годов. Судьба Дванова горька и трагична. Ребенком он остался круглой сиротой. Долго скитался Саша как побирушка, пока не нашел уют и тепло у Захара Павловича, в облике которого есть черты прототипа - отца Платонова. Он показан как труженик по самой сущности души, как философ, проповедующий «нормальную жизнь», без насилия человеческого естества идеями и властью. Саша рос, много читал, и в душе его росла тоска. Он пошел в то же депо, где трудился Захар Павлович, работать помощником машиниста и учиться на слесаря. «Для Саши - в ту пору его ранней жизни - в каждом дне была своя, безымянная прелесть, не повторившаяся в будущем...» Немало страниц, насыщенных лиризмом, посвящено Дванову-юноше. Рождалась любовь к Соне Мандровой, рождался интерес к миру и к истине. Но Саша оставался беззащитным: «В семнадцать лет Дванов еще не имел брони под сердцем - ни веры в бога, ни другого умственного покоя...» Образ Дванова постепенно усложняется: Саша был слаб от тоски по истине и от доброты, но вместе с тем бесстрашен, терпелив и вынослив.

Поправившись после болезни, Александр «согласился искать коммунизм среди самодеятельности населения». Он пошел «по губернии, по дорогам уездов и волостей». Все, что он увидел и пережил во время странствия в поисках коммунизма, составило среднюю часть романа. Везде, где он побывал, Дванов задавал самому себе и крестьянам вопрос: «А где же социализм-то?» По всей губернии слово это понимали по-разному: действительно была полная «самодеятельность» в устройстве новой жизни, ясно проявлялись черты народной утопии.

 

Наиболее значительной, определившей его дальнейшую судьбу, была встреча со Степаном Копенкиным - бродячим рыцарем революции, фанатичным поклонником Розы Люксембург; Копенкин спас Дванова. вырвав его из рук анархистов банды Мрачинского. Дальше Дванов и Копенкин едут вдвоем, активно действуя и произнося речи, чтобы продвинуть народ к коммунизму. Но в существе своем Дванов больше созерцатель и свидетель, чем деятель.

 

Наконец Александр услышал о месте, где «есть социализм». Это - Чевенгур.

 

Ч. – уездный город, где якобы построен соц-м. Все, что было в деревнях и поселках губернии в рассеянном виде, - перегибы, эксперименты, насилие - сосредоточено было в Чевенгуре: ожидание немедленного прихода Рая, представление о коммунизме как о жизни, основанной на полном безделье, истреблении ценностей и имущества как пережитка, полная ликвидация эксплуатации, понятая как ликвидация буржуазных элементов (кулаков, купцов, вообще состоятельных людей), вера в чудо - при новой жизни можно воскрешать умерших, общность жен - «соратниц». Как живут чевенгурцы? За счет уцелевших остатков пищи от проклятого прошлого и еще от солнца - от его «лишней силы», исхудалые, в лохмотьях, без морали, без забот, «народ кушает все, что растет на земле», обходя «окрестные степи». Вместо товарищества - распад всяких нормальных человеческих взаимоотношений, «город сметен субботниками в одну кучу, но жизнь в нем находится в разложении на мелочи, и каждая мелочь не знает, с чем бы ей сцепиться, чтобы удержаться». Описание трагикомических сцен, происходящих в Чевенгуре, перемежаются с рассуждениями руководителей коммун: что такое коммунизм, что же «построили» они? А руководители - это фанатичный Чепурный, хитроумный и расчетливый Прохор Дванов, жестокий Пиюся и другие.

Сюда же приехал Копенкин, а затем и Александр Дванов.

 

«Усталый и доверчивый» Александр искал в Чевенгуре коммунизм, но «нигде его не видел». И вот финал: на Чевенгур налетели казаки, и он. бессильный, беспомощный, не смог защититься и был разгромлен. Героически погибли Копенкин и почти все защитники коммуны. Остались в живых Александр и Прохор Двановы. Но Александр на Пролетарской Силе - лошади Копенкина - выехал к озеру Мутево, в котором погиб его отец, пытаясь узнать, что такое смерть; Пролетарская Сила вошла в воду, и Александр «сам сошел с седла в воду - в поисках той дороги, по которой прошел отец в любопытстве смерти...»
Гибель Александра Дванова - а символизирует крушение надежд, отчаяние от разрушения на практике «великой идеи».

 

47.«Котлован»(1930).Написан в год «великого перелома».

Повесть-притча о соцстроительстве (показано социалистич. стр-во в городе и на селе:

инд-ция и коллект-ция).

Путь в будущее воплощает стр-во КОТЛОВАНА (под Дом для трудящихся). С 1 ст, это некое предуготовление будущего, путь к нему. Но, с др. ст., это движение вглуь, вниз, отдаляющее людей – все больше и больше – от счастья, от будущего. На уровне самой геометрии это парадоксальый образ, блестяще найденный Пл-м. Котлован вроде бы индустриальный объект, носоздается допотопными методами – трудом землекопов. Сам светлый объект не делает светлой жизнь его строителей: это жизнь в бараке, в страшеой скученности, без семейной радости, в тяжком труде. Везде – ощущение нищеты, ветхости, тленности и трудности человеч. существования. Никт из строителей не несет всебе бодромсти и радости. И приэтом никто не задумывается над целесообразностью самого стр-ва. Исключение – гл. герой Вощев. Остальные похожи на печальных и весьма ветхих роботов. Не случайно то, сьо один из строителей – тяжелый инвалид (Жачев?. Зачем строят? толком не понимают, хотя готовые ответы предлагает бодрое радио (говорит постоянно), демагоги-управленцы (Пашкин), готовую идеологическую чепуху в клишированном виде выдает и сознание строителей.

Вторая линия – деревенская. Возникают картины коллективизации (к ее проведению привлечены стр-ли котлована). Действие повести перемещается в близлежащую деревню, где организуется колхоз имени Генеральной Линии. Там есть Оргдвор и Оргдом. Все, что происходит в деревне, настолько жестоко и абсурдно, что не могло быть и речи о напечатании повести, - Платонов это понимал. Апокалипсический смысл приобретают все детали и поступки. Например, идея ликвидировать кулачество как класс, посадив кулаков на плот и отправив их, словно по Лете, в море, - и «вот уже кулацкий речной эшелон начал заходить на повороте за береговой кустарник». «Плот» как символ не менее страшен, чем «котлован». (назовите другие детали этой апокалиптич. картины).

На короткое время осмысленность строительству, всему затеянному абсурду придает девочка Настя, пригретая стр-лями. Вроде бы работают ради ее счастливого будущего. Девочка Настя – важнейший образ. Во многом она воплощает трагедию идеологически обработанногомолодого поколения, уверовавшего в идеалы абстрактного будущего. Она сирота. За сомнительгую радость существования в коллективе заплачено смертью матери-«буржуйки». Жить, однако, в сиротстве ребенок не может, не должен. Во многом именно сиротство, обрыв вечных, необходимых связей становится причиной смерти Насти.

Другая причина – убожество, нищета возводимого мира. От нищеты и неумелости, бестолковой организации здесь ребенка никто не вылечит. Так что ради Насти строят этот мир, но он же ее и убит. Смерть Насти – это не трагич. случайность, а закономерное проявление смертоносной сути вершимого эксперимента.

Язык повести (см. Журавлева, Кормилова).