Книга 9
Устанавливать законы для предотвращения подобных проступков и
наказания за них, коль скоро они совершены, в предположении, что такие люди
непременно встретятся, - вот в этом-то, повторяю, и есть что-то позорное. Мы
- люди и даем теперь
законы семени людей; поэтому мы вправе бояться, что у нас встретятся
граждане с природой неподатливой, точно рог, так что их ничем не проймешь.
наказание производит одно из двух действий: оно делает
наказываемого либо лучшим, либо менее испорченным.
Вспомним, что раньше мы прекрасно сказали: относительно справедливости
у нас царит полнейшая сумятица и неразбериха
вред, причиняемый невольно, встречается не реже и вредит не меньше всякого рода добровольно причиняемого вреда. Надо обращать
внимание на две различные стороны: на справедливость и на вред. С помощью
законов надо, насколько возможно, возместить нанесенный вред, спасая то, что
гибнет, поднимая то, что по чьей-то вине упало, и леча то, что умирает или
ранено.
Книга 10
Из прочих зол величайшим является распущенность и дерзость
молодежи, в особенности велико зло, если это проявляется по отношению к
государственным святыням... Вторыми по степени важности являются
оскорбления, наносимые частным святыням и могилам.
Но законам о каре, которую должен понести человек, словом или делом
оскорбляющий богов, надо предпослать наставление. А наставление это будет
таким: никто из тех, кто:, согласно с законами, верит в существование богов,
никогда намеренно не совершит нечестивого дела и не выскажет беззаконного
слова.
Итак, все, что причастно душе, изменяется, так как заключает в самом
себе причину изменения; при этом все перемещается согласно закону и
распорядку судьбы. Если же душа, по своей ли собственной воле или под
сильным чужим влиянием, изменяется больше в сторону добродетели, то,
слившись с божественной добродетелью, она становится особенно добродетельной
и переносится на новое, лучшее и совершенно святое место. В противном же
случае - изменившись в сторону зла - она переносит свою жизнь туда, куда
подобает.