Анкета «Информация о ребенке и семье»

Имя, фамилия ребенка ................................................................

Возраст .....................................................................................

Имя, фамилия родителей.............................................................

Адрес, телефон .........................................................................

Состав семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, сестры, братья)....

Легко (с трудом) вступает в контакты с незнакомыми взрослыми ..

Легко (с трудом) вступает в контакты с другими детьми..............

■Любимые игры, занятия, игрушки ребенка...................................

Чего боится и чему радуется малыш...........................................

Что ребенок любит (не любит) есть.............................................

В какое время спит ....................................................................

Умеет ли пользоваться горшком или привык к памперсам...........

Есть ли аллергия на....................................................................

Специальная информация о ребенке ........................................

Участие родителей в жизни детского сада:..................................

посещение ежемесячных собраний;

посещение или планирование мероприятий для родителей;

изготовление игрушек, пособий;

покупка игрушек, методических материалов;

оформление групповых помещений, благоустройство участка;

помощь во время экскурсий, посещений детского театра и пр.;

что-то еще ..............................................................................

Более подробные сведения об индивидуальных особеннос­тях малыша можно извлечь из беседы с родителями и из наблюдений при посещении семьи.


272 "I. Содержание и методы педагогической

._______ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА______________________________________

Посещение семьи позволяет педагогу лучше узнать ее ин­тересы, характер общения между ее членами, их отношение к малышу. Семья получает возможность увидеть, как воспи­татель взаимодействует с ребенком. Предлагая посетить семью, педагог должен объяснить родителяим, что личное знакомство с малышом позволит лучше узнать о его индиви­дуальных особенностях, облегчит адаптацию к яслям. При этом профессиональная этика требует заверить родителей в конфиденциальности полученной информации.

При знакомстве педагог должен убедить родителей в необ­ходимости совместного проведения адаптации ребенка к дет­скому учреждению, предупредить, чтобы кто-то из них выде­лил время для посещения яслей вместе с ребенком в течение времени, которое понадобится малышу для привыкания, выяснить, чем они могут помочь воспитателю в группе.

Сотрудничество в период адаптации — важная веха в работе детского учреждения; педагоги должны не препятст­вовать присутствию близких ребенку взрослых в группе, а всемерно способствовать вовлечению в образовательный про­цесс: оказывать помощь воспитателю в кормлении и переоде­вании детей, участвовать в играх с малышами в группе и во время прогулки, изготавливать пособия и игрушки.

Обратная связь между педагогами и родителями необхо­дима, чтобы обеспечить преемственность воспитания ребен­ка в семье и яслях.

Воспитатель должен быть осведомлен о том, что происхо­дит с ребенком в семье: как он чувствовал себя с утра, про­изошли какие-то события, повлиявшие на настроение и со­стояние ребенка. Это можно узнать из утренней беседы с родителями при приеме ребенка или по вечерам, когда они ребенка забирают домой. Возможны и письменные сообще­ния родителей воспитателю.

Родители также должны как можно больше знать обо всем, что происходило с ребенком в течение дня в яслях. Для этого в помещении для приема детей оборудуется стенд «Ин­формация для родителей», на котором размещаются разные рубрики: «Объявления», в которых сообщается о мероприя­тиях в яслях и в группе; «Наш распорядок дня», «Наше ме­ню»; «Чем мы сегодня занимались» (во что играли, о чем читали и рассказывали, что видели на прогулке и т.п.); «Советы и рекомендации родителям», в которых воспитате-


10. Организация совместной работы 273
_______________________________________ педагогов и семьи______ .__

ли рекомендуют поиграть с ребенком в ту или иную игру, прочитать книжку, нарисовать картинку и пр.

На стенде должен быть «уголок» для каждого ребенка с его фотографией. Здесь воспитатели могут поместить информа­цию о дне рождения малыша, его росте, весе; сообщить роди­телям о самочувствии ребенка, его переживаниях в течение дня, хорошем поступке, личных достижениях, поместить за­бавное высказывание, вопрос, придуманную им рифму, сти­шок и т.п. Например: «Коля сегодня сам попросился на гор­шок — похвалите его»; «Сережа был очень расстроен, сломав свою машину. Не ругайте его, он это сделал нечаянно».

Приватную информацию о ребенке следует сообщать в бе­седе, когда ребенка забирают домой, или в записке, которую педагог передает по смене через другого воспитателя, либо прикрепляет на стенде в конверте.

Рубрику «Чем мы сегодня занимались» можно проиллюст­рировать выставкой, на которой представлены книжки, пер­сонажи кукольного театра, атрибуты игр, игрушки и посо­бия, использумые в процессе игр и занятий.

Особое место должно отводится для экспозиции коллек­тивных, индивидуальных и выполненных совместно с педа­гогом работ — рисунков, поделок, построек и пр. Обязатель­но следует экспонировать работы всех детей, а не только самые лучшие с точки зрения воспитателя.

Родители также должны иметь возможность письменного обращения с вопросами или пожеланиями к педагогам, заве­дующей, психологу. Для этой цели на стенде можно выде­лить место для записок родителей, прикрепить специальный конверт или рядом установить «почтовый ящик».

Беседа воспитателя с родителями — обязательный и важнейший элемент его взаимодействия с семьей. Проводит­ся она при встрече ребенка утром и вечером, когда ребенка за­бирают домой. Утром родители сообщают о самочувствии ре­бенка (хорошо или беспокойно спал ночью, как позавтракал, капризничал ли), о каких-то событиях в семье (папа уехал в командировку, в гости приехали родственники), высказывают пожелания, касающиеся ухода за малышом в течение дня. Вечером воспитатель рассказывает о том, как вел себя ребенок в яслях, чем занимался, как спал, ел и т.п.

Родители хотят быть уверенными, что педагоги делают все необходимое для эмоционального благополучия и успешного


10 1216


274 IN. Содержание и методы педагогической

________________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА______________________________________________

развития их ребенка. Поэтому воспитатель всегда должен проявлять внимание и чуткость к их проблемам, отвечать на все вопросы, активно интересоваться событиями и обстоя­тельствами жизни ребенка в семье.

Рассказывая о малыше, следует делать акцент на позитив­ных аспектах его развития и поведения, тем самым форми­руя и поддерживая у родителей положительный образ малы­ша. Если необходимо обсудить негативные моменты, педагог должен дать квалифицированный совет, наметить пути сов­местного с семьей преодоления возникших трудностей, при необходимости порекомендовать консультации у специалис­тов — психологов, медиков, юристов и др.

Консультирование родителей. Сталкиваясь с трудностя­ми в воспитании ребенка или с чем-то непонятным в его пове­дении, родители обращаются за консультацией к педагогу или психологу. Для этого выделяется специальное время (например, раз в неделю), о чем родители оповещаются объ­явлением, или назначается индивидуальная консультация в удобное для обеих сторон время.

Родительское собрание — одна из форм совместной работы детского учреждения с семьей. Собрания проводятся в начале года, после зачисления детей, ежемесячно, по заранее состав­ленному воспитателем графику, и в конце года. На них решают­ся организационные вопросы, обсуждаются актуальные пробле­мы группы и темы, касающиеся развития и воспитания детей.

В начале года педагоги рассказывают об особенностях ра­боты детского учреждения и реализуемой программы воспи­тания; выявляются пожелания, интересы и степень участие в работе группы родителей, на этой основе разрабатывается план мероприятий на год; избирается родительский комитет; составляется график ежемесячных собраний.

На ежемесячных собраниях рассматриваются и решаются текущие вопросы, освещаются проблемы развития и воспи­тания детей. Чтобы собрания были интересны и полезны для родителей, темы следует обсудить заранее, уже в начале года. В беседе или с помощью анкет воспитатель может выявить круг проблем и вопросов, наиболее волнующих ро­дителей, предложить темы, которые с его точки зрения необ­ходимо раскрыть.

По запланированным темам могут выступать воспитатель, психолог, врач, кто-то из специалистов детского учреждения


10. Организация совместной работы 275
______________ педагогов и семьи________

или приглашенный специалист. После выступления следуют вопросы и обсуждение.

Обычно для родителей представляют интерес следующие темы:

• как отражается опыт ребенка, полученный в первые го­ды, на его дальнейшей жизни;

• особенности физического развития ребенка раннего воз­раста;

• болезни раннего возраста и их профилактика;

• питание маленьких детей;

• как приучать к горшку;

• как и чему учить ребенка в раннем возрасте;

• развивающие игры и игрушки;

• как развивается общение детей друг с другом;

• детские капризы;

• «трудный» ребенок;

• конфликты в семье и эмоциональное благополучие ре­бенка;

• защита прав и достоинства ребенка.

На родительских собраниях можно обучать родителей практическим навыкам: изготовлению игр, игрушек и мето­дических пособий, организации игр с детьми и др.

На собрании в конце года подводятся итоги работы группы и детского учреждения в целом, обсуждается стратегия дальней­шей работы, разрабатываются перспективные планы и план ра­боты на следующий год. Какие-то мероприятия и нововведения признаются успешными и продуктивными, их решают продол­жить в следующем году; какие-то признаются неэффективными, от них решают отказаться. Если какие-то идеи предлагаются пе­дагогами или родителями впервые, обсуждаются возможности их реализации в ближайшем или отдаленном будущем.

Например, в городе или микрорайоне открылся куколь­ный театр, родители изъявили желание организовать сотруд­ничество между детским учреждением и театром. В этом случае формируется инициативная группа, которая возьмет­ся устанавливать контакты с коллективом театра и админис­трацией, способствовать организации спектаклей в яслях и посещений театра детьми, информировать родителей о пред­стоящих мероприятиях и пр.

Родительский комитет избирается на собрании родите­лями. Это орган, выполняющий формальные функции пред-


10*


276 '"■ Содержание и методы педагогической
_________ работы с детьми раннего возраста


10. Организация совместной работы 277
______________ педагогов и семьи________


 


ставительства их перед администрацией детского учрежде­ния. Заседания комитета проводятся несколько раз в году; решения и рекомендации его должны приниматься во внима­ние администрацией детского учреждения. Родительский комитет оказывает помощь администрации и педагогам в планировании и реализации мероприятий, участвует в реше­нии различных организационных вопросов.

Праздники и семейные вечера устраиваются для нала­живания положительных взаимоотношений и сотрудниче­ства педагогов и родителей. В неформальной обстановке легче познакомиться, наладить контакты, поделиться опы­том, развлечься.

При организации праздников не следует ограничиваться традиционной формой, когда дети выступают под руководст­вом воспитателя и музыкального руководителя, а родители присутствуют в качестве зрителей. Гораздо важнее к участию в подготовке праздника и выступлениях привлечь членов семьи. В зависимости от талантов, желаний и возможностей они могут помогать педагогам в изготовлении костюмов и ат­рибутов, исполнять некоторые роли в инсценировках, аккомпанировать на музыкальных инструментах, танцевать и играть вместе с детьми. Для праздника не обязательно ждать официального повода. Можно отмечать дни рождения и успехи детей, придумывать другие основания.

На таких вечерах педагоги и родители вместе со своими детьми и другими членами семьи могут выступать с концерт­ными номерами, рассказывать интересные истории, органи­зовывать веселые игры и аттракционы, делиться опытом в изготовлении игрушек и пособий для игр, соревноваться в приготовлении блюд и т.п.

Родительские клубы и кружки более всего подходят для просвещения родителей, повышения их культурного уровня, обучения приемам практической работы с детьми, играм, изготовлению игрушек и пособий.

Важно с самого начала на основе выявленных интересов пробудить у них желание посещать эти мероприятия. Напри­мер, можно приглашать специалистов с лекциями и беседами на темы, более всего интересующие родителей. Это могут быть медики, психологи, юристы, экономисты, парикмахеры, повара, специалисты по этикету и др. После лекции всем мож­но задавать вопросы, пообщаться друг с другом, поспорить.


Можно также организовывать встречи с известными людьми района и города: писателями, художниками, артистами.

Заседания родительского клуба планируются совместно педагогами и родителями. Их следует планировать так, что­бы одни из них предполагали посещения всех членов семьи (с детьми в это время занимаются дежурные педагоги или ро­дители), другие — только для мам (с детьми остаются папы) или для пап (с детьми остаются мамы), а какие-то — совмест­но с детьми. На таких заседаниях целесообразно разучивать совместно с детьми новые игры, песни, танцы и др. В рамках работы родительского клуба можно организовывать экскур­сии в музеи, галереи, театры, выезды на природу.

Так родители знакомятся ближе с педагогами и друг с другом, начинают чувствовать себя членами общего коллек­тива, постепенно вовлекаются в сотрудничество.

Занятия в кружках направлены на овладение родителями навыками разнообразных видов деятельности. Они также могут чередоваться: занятия для взрослых и занятия вместе с детьми. Здесь родители и педагоги могут научиться шить одежду для кукол, лепить, рисовать, петь, танцевать, пока­зывать кукольные спектакли, готовить различные блюда, сервировать стол, знакомиться с историей и культурой род­ного края, города и т.д.

Подготовленные таким образом родители могут быть полно­ценными помощниками и партнерами педагогов в повседневной жизни детей в яслях и при проведении различных мероприятий.

Тренинги являются наиболее эффективной формой совме­стной работы сотрудников детского учреждения и членов се­мьи, направленной на выявление разногласий в ценностных ориентациях и подходах к воспитанию детей, на достижение взаимопонимания и сотрудничества.

Переориентация сознания родителей на иной тип ценнос­тей воспитания является наиболее сложной задачей. Решение этой проблемы требует систематической работы, направлен­ной на ознакомление с особенностями развития маленьких детей и способами практического применения полученных знаний, которые помогут родителям лучше осознать причины трудностей, возникающих при взаимодействии с ребенком, выбрать наиболее подходящую стратегию поведения.

Чаще всего родители сталкиваются с такими сложностя­ми, как адаптация ребенка к детскому учреждению, органи-


278 "I- Содержание и методы педагогической

_______________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

зация детской деятельности, налаживание общения ребенка со сверстниками, детские конфликты. Темы тренингов по на­иболее часто встречающимся проблемам выбираются на родительском собрании. Это:

• ценности воспитания детей раннего возраста;

• адаптация ребенка к детскому учреждению;

• трудности режимных моментов;

• детские конфликты;

• похвала и порицания.

Тренинги могут проводить психолог, заведующий, мето­дист, имеющие специальную подготовку, или приглашен­ный специалист. Организаторы тренинга подбирают соответ­ствующую литературу, предлагают педагогам и родителям заранее ознакомиться с ней. В помещении, где проводятся тренинги, должны быть необходимые атрибуты и материа­лы: доска, мел, листы ватмана, фломастеры.

Гостиная для родителей в детском учреждении — это специально оборудованное помещение, где педагоги, родите­ли и дети могут встречаться в непринужденной обстановке для бесед, консультаций, отдыха, игр, семейных вечеров и других мероприятий. Желательно, чтобы здесь были удобная мебель: диваны, кресла, столы; посуда для чаепитий; телеви­зор, видеомагнитофон, музыкальный центр.

Такая обстановка располагает к доверительному общению родителей с педагогами и между собой. В гостиной можно по­смотреть видеофильмы о жизни детей в яслях, учебные и на­учно-популярные фильмы о воспитании детей и на другие те­мы; потанцевать, поиграть вместе с детьми под музыку, по­слушать детские песни, записи сказок, спектаклей.

В этом же или другом помещении следует оборудовать библиотеку, аудио- и видеотеку, игротеку для родителей и детей. Родители должны иметь возможность пользоваться пособиями, чтобы эффективнее овладеть знаниями, необхо­димыми для успешного воспитания ребенка, приемами личностно-ориентированного общения, научиться играть с детьми, подбирать для них игры, игрушки, художественную литературу, видео- и аудиозаписи.

Работа с родителями, дети которых не посещают дан­ное учреждение. Инновационный опыт ряда детских учреж­дений в разных регионах России показывает, что хорошо поставленная работа с родителями открывает широкие воз-


10. Организация совместной работы 279
______________ педагогов и семьи________

можности для развития новых направлений в работе, охва­тывая семьи, в которых воспитываются дети, не посещаю­щие данное учреждение. Так создаются группы для работы с будущими мамами, дети которых со временем пойдут в дан­ное учреждение, группы для родителей и детей, не посещаю­щих данное учреждение, но живущих поблизости.