Анкета «Информация о ребенке и семье»
Имя, фамилия ребенка ................................................................
Возраст .....................................................................................
Имя, фамилия родителей.............................................................
Адрес, телефон .........................................................................
Состав семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, сестры, братья)....
Легко (с трудом) вступает в контакты с незнакомыми взрослыми ..
Легко (с трудом) вступает в контакты с другими детьми..............
■Любимые игры, занятия, игрушки ребенка...................................
Чего боится и чему радуется малыш...........................................
Что ребенок любит (не любит) есть.............................................
В какое время спит ....................................................................
Умеет ли пользоваться горшком или привык к памперсам...........
Есть ли аллергия на....................................................................
Специальная информация о ребенке ........................................
Участие родителей в жизни детского сада:..................................
посещение ежемесячных собраний;
посещение или планирование мероприятий для родителей;
изготовление игрушек, пособий;
покупка игрушек, методических материалов;
оформление групповых помещений, благоустройство участка;
помощь во время экскурсий, посещений детского театра и пр.;
что-то еще ..............................................................................
Более подробные сведения об индивидуальных особенностях малыша можно извлечь из беседы с родителями и из наблюдений при посещении семьи.
272 "I. Содержание и методы педагогической
._______ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА______________________________________
Посещение семьи позволяет педагогу лучше узнать ее интересы, характер общения между ее членами, их отношение к малышу. Семья получает возможность увидеть, как воспитатель взаимодействует с ребенком. Предлагая посетить семью, педагог должен объяснить родителяим, что личное знакомство с малышом позволит лучше узнать о его индивидуальных особенностях, облегчит адаптацию к яслям. При этом профессиональная этика требует заверить родителей в конфиденциальности полученной информации.
При знакомстве педагог должен убедить родителей в необходимости совместного проведения адаптации ребенка к детскому учреждению, предупредить, чтобы кто-то из них выделил время для посещения яслей вместе с ребенком в течение времени, которое понадобится малышу для привыкания, выяснить, чем они могут помочь воспитателю в группе.
Сотрудничество в период адаптации — важная веха в работе детского учреждения; педагоги должны не препятствовать присутствию близких ребенку взрослых в группе, а всемерно способствовать вовлечению в образовательный процесс: оказывать помощь воспитателю в кормлении и переодевании детей, участвовать в играх с малышами в группе и во время прогулки, изготавливать пособия и игрушки.
Обратная связь между педагогами и родителями необходима, чтобы обеспечить преемственность воспитания ребенка в семье и яслях.
Воспитатель должен быть осведомлен о том, что происходит с ребенком в семье: как он чувствовал себя с утра, произошли какие-то события, повлиявшие на настроение и состояние ребенка. Это можно узнать из утренней беседы с родителями при приеме ребенка или по вечерам, когда они ребенка забирают домой. Возможны и письменные сообщения родителей воспитателю.
Родители также должны как можно больше знать обо всем, что происходило с ребенком в течение дня в яслях. Для этого в помещении для приема детей оборудуется стенд «Информация для родителей», на котором размещаются разные рубрики: «Объявления», в которых сообщается о мероприятиях в яслях и в группе; «Наш распорядок дня», «Наше меню»; «Чем мы сегодня занимались» (во что играли, о чем читали и рассказывали, что видели на прогулке и т.п.); «Советы и рекомендации родителям», в которых воспитате-
10. Организация совместной работы 273
_______________________________________ педагогов и семьи______ .__
ли рекомендуют поиграть с ребенком в ту или иную игру, прочитать книжку, нарисовать картинку и пр.
На стенде должен быть «уголок» для каждого ребенка с его фотографией. Здесь воспитатели могут поместить информацию о дне рождения малыша, его росте, весе; сообщить родителям о самочувствии ребенка, его переживаниях в течение дня, хорошем поступке, личных достижениях, поместить забавное высказывание, вопрос, придуманную им рифму, стишок и т.п. Например: «Коля сегодня сам попросился на горшок — похвалите его»; «Сережа был очень расстроен, сломав свою машину. Не ругайте его, он это сделал нечаянно».
Приватную информацию о ребенке следует сообщать в беседе, когда ребенка забирают домой, или в записке, которую педагог передает по смене через другого воспитателя, либо прикрепляет на стенде в конверте.
Рубрику «Чем мы сегодня занимались» можно проиллюстрировать выставкой, на которой представлены книжки, персонажи кукольного театра, атрибуты игр, игрушки и пособия, использумые в процессе игр и занятий.
Особое место должно отводится для экспозиции коллективных, индивидуальных и выполненных совместно с педагогом работ — рисунков, поделок, построек и пр. Обязательно следует экспонировать работы всех детей, а не только самые лучшие с точки зрения воспитателя.
Родители также должны иметь возможность письменного обращения с вопросами или пожеланиями к педагогам, заведующей, психологу. Для этой цели на стенде можно выделить место для записок родителей, прикрепить специальный конверт или рядом установить «почтовый ящик».
Беседа воспитателя с родителями — обязательный и важнейший элемент его взаимодействия с семьей. Проводится она при встрече ребенка утром и вечером, когда ребенка забирают домой. Утром родители сообщают о самочувствии ребенка (хорошо или беспокойно спал ночью, как позавтракал, капризничал ли), о каких-то событиях в семье (папа уехал в командировку, в гости приехали родственники), высказывают пожелания, касающиеся ухода за малышом в течение дня. Вечером воспитатель рассказывает о том, как вел себя ребенок в яслях, чем занимался, как спал, ел и т.п.
Родители хотят быть уверенными, что педагоги делают все необходимое для эмоционального благополучия и успешного
10 1216
274 IN. Содержание и методы педагогической
________________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА______________________________________________
развития их ребенка. Поэтому воспитатель всегда должен проявлять внимание и чуткость к их проблемам, отвечать на все вопросы, активно интересоваться событиями и обстоятельствами жизни ребенка в семье.
Рассказывая о малыше, следует делать акцент на позитивных аспектах его развития и поведения, тем самым формируя и поддерживая у родителей положительный образ малыша. Если необходимо обсудить негативные моменты, педагог должен дать квалифицированный совет, наметить пути совместного с семьей преодоления возникших трудностей, при необходимости порекомендовать консультации у специалистов — психологов, медиков, юристов и др.
Консультирование родителей. Сталкиваясь с трудностями в воспитании ребенка или с чем-то непонятным в его поведении, родители обращаются за консультацией к педагогу или психологу. Для этого выделяется специальное время (например, раз в неделю), о чем родители оповещаются объявлением, или назначается индивидуальная консультация в удобное для обеих сторон время.
Родительское собрание — одна из форм совместной работы детского учреждения с семьей. Собрания проводятся в начале года, после зачисления детей, ежемесячно, по заранее составленному воспитателем графику, и в конце года. На них решаются организационные вопросы, обсуждаются актуальные проблемы группы и темы, касающиеся развития и воспитания детей.
В начале года педагоги рассказывают об особенностях работы детского учреждения и реализуемой программы воспитания; выявляются пожелания, интересы и степень участие в работе группы родителей, на этой основе разрабатывается план мероприятий на год; избирается родительский комитет; составляется график ежемесячных собраний.
На ежемесячных собраниях рассматриваются и решаются текущие вопросы, освещаются проблемы развития и воспитания детей. Чтобы собрания были интересны и полезны для родителей, темы следует обсудить заранее, уже в начале года. В беседе или с помощью анкет воспитатель может выявить круг проблем и вопросов, наиболее волнующих родителей, предложить темы, которые с его точки зрения необходимо раскрыть.
По запланированным темам могут выступать воспитатель, психолог, врач, кто-то из специалистов детского учреждения
10. Организация совместной работы 275
______________ педагогов и семьи________
или приглашенный специалист. После выступления следуют вопросы и обсуждение.
Обычно для родителей представляют интерес следующие темы:
• как отражается опыт ребенка, полученный в первые годы, на его дальнейшей жизни;
• особенности физического развития ребенка раннего возраста;
• болезни раннего возраста и их профилактика;
• питание маленьких детей;
• как приучать к горшку;
• как и чему учить ребенка в раннем возрасте;
• развивающие игры и игрушки;
• как развивается общение детей друг с другом;
• детские капризы;
• «трудный» ребенок;
• конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка;
• защита прав и достоинства ребенка.
На родительских собраниях можно обучать родителей практическим навыкам: изготовлению игр, игрушек и методических пособий, организации игр с детьми и др.
На собрании в конце года подводятся итоги работы группы и детского учреждения в целом, обсуждается стратегия дальнейшей работы, разрабатываются перспективные планы и план работы на следующий год. Какие-то мероприятия и нововведения признаются успешными и продуктивными, их решают продолжить в следующем году; какие-то признаются неэффективными, от них решают отказаться. Если какие-то идеи предлагаются педагогами или родителями впервые, обсуждаются возможности их реализации в ближайшем или отдаленном будущем.
Например, в городе или микрорайоне открылся кукольный театр, родители изъявили желание организовать сотрудничество между детским учреждением и театром. В этом случае формируется инициативная группа, которая возьмется устанавливать контакты с коллективом театра и администрацией, способствовать организации спектаклей в яслях и посещений театра детьми, информировать родителей о предстоящих мероприятиях и пр.
Родительский комитет избирается на собрании родителями. Это орган, выполняющий формальные функции пред-
10*
276 '"■ Содержание и методы педагогической
_________ работы с детьми раннего возраста
10. Организация совместной работы 277
______________ педагогов и семьи________
ставительства их перед администрацией детского учреждения. Заседания комитета проводятся несколько раз в году; решения и рекомендации его должны приниматься во внимание администрацией детского учреждения. Родительский комитет оказывает помощь администрации и педагогам в планировании и реализации мероприятий, участвует в решении различных организационных вопросов.
Праздники и семейные вечера устраиваются для налаживания положительных взаимоотношений и сотрудничества педагогов и родителей. В неформальной обстановке легче познакомиться, наладить контакты, поделиться опытом, развлечься.
При организации праздников не следует ограничиваться традиционной формой, когда дети выступают под руководством воспитателя и музыкального руководителя, а родители присутствуют в качестве зрителей. Гораздо важнее к участию в подготовке праздника и выступлениях привлечь членов семьи. В зависимости от талантов, желаний и возможностей они могут помогать педагогам в изготовлении костюмов и атрибутов, исполнять некоторые роли в инсценировках, аккомпанировать на музыкальных инструментах, танцевать и играть вместе с детьми. Для праздника не обязательно ждать официального повода. Можно отмечать дни рождения и успехи детей, придумывать другие основания.
На таких вечерах педагоги и родители вместе со своими детьми и другими членами семьи могут выступать с концертными номерами, рассказывать интересные истории, организовывать веселые игры и аттракционы, делиться опытом в изготовлении игрушек и пособий для игр, соревноваться в приготовлении блюд и т.п.
Родительские клубы и кружки более всего подходят для просвещения родителей, повышения их культурного уровня, обучения приемам практической работы с детьми, играм, изготовлению игрушек и пособий.
Важно с самого начала на основе выявленных интересов пробудить у них желание посещать эти мероприятия. Например, можно приглашать специалистов с лекциями и беседами на темы, более всего интересующие родителей. Это могут быть медики, психологи, юристы, экономисты, парикмахеры, повара, специалисты по этикету и др. После лекции всем можно задавать вопросы, пообщаться друг с другом, поспорить.
Можно также организовывать встречи с известными людьми района и города: писателями, художниками, артистами.
Заседания родительского клуба планируются совместно педагогами и родителями. Их следует планировать так, чтобы одни из них предполагали посещения всех членов семьи (с детьми в это время занимаются дежурные педагоги или родители), другие — только для мам (с детьми остаются папы) или для пап (с детьми остаются мамы), а какие-то — совместно с детьми. На таких заседаниях целесообразно разучивать совместно с детьми новые игры, песни, танцы и др. В рамках работы родительского клуба можно организовывать экскурсии в музеи, галереи, театры, выезды на природу.
Так родители знакомятся ближе с педагогами и друг с другом, начинают чувствовать себя членами общего коллектива, постепенно вовлекаются в сотрудничество.
Занятия в кружках направлены на овладение родителями навыками разнообразных видов деятельности. Они также могут чередоваться: занятия для взрослых и занятия вместе с детьми. Здесь родители и педагоги могут научиться шить одежду для кукол, лепить, рисовать, петь, танцевать, показывать кукольные спектакли, готовить различные блюда, сервировать стол, знакомиться с историей и культурой родного края, города и т.д.
Подготовленные таким образом родители могут быть полноценными помощниками и партнерами педагогов в повседневной жизни детей в яслях и при проведении различных мероприятий.
Тренинги являются наиболее эффективной формой совместной работы сотрудников детского учреждения и членов семьи, направленной на выявление разногласий в ценностных ориентациях и подходах к воспитанию детей, на достижение взаимопонимания и сотрудничества.
Переориентация сознания родителей на иной тип ценностей воспитания является наиболее сложной задачей. Решение этой проблемы требует систематической работы, направленной на ознакомление с особенностями развития маленьких детей и способами практического применения полученных знаний, которые помогут родителям лучше осознать причины трудностей, возникающих при взаимодействии с ребенком, выбрать наиболее подходящую стратегию поведения.
Чаще всего родители сталкиваются с такими сложностями, как адаптация ребенка к детскому учреждению, органи-
278 "I- Содержание и методы педагогической
_______________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
зация детской деятельности, налаживание общения ребенка со сверстниками, детские конфликты. Темы тренингов по наиболее часто встречающимся проблемам выбираются на родительском собрании. Это:
• ценности воспитания детей раннего возраста;
• адаптация ребенка к детскому учреждению;
• трудности режимных моментов;
• детские конфликты;
• похвала и порицания.
Тренинги могут проводить психолог, заведующий, методист, имеющие специальную подготовку, или приглашенный специалист. Организаторы тренинга подбирают соответствующую литературу, предлагают педагогам и родителям заранее ознакомиться с ней. В помещении, где проводятся тренинги, должны быть необходимые атрибуты и материалы: доска, мел, листы ватмана, фломастеры.
Гостиная для родителей в детском учреждении — это специально оборудованное помещение, где педагоги, родители и дети могут встречаться в непринужденной обстановке для бесед, консультаций, отдыха, игр, семейных вечеров и других мероприятий. Желательно, чтобы здесь были удобная мебель: диваны, кресла, столы; посуда для чаепитий; телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Такая обстановка располагает к доверительному общению родителей с педагогами и между собой. В гостиной можно посмотреть видеофильмы о жизни детей в яслях, учебные и научно-популярные фильмы о воспитании детей и на другие темы; потанцевать, поиграть вместе с детьми под музыку, послушать детские песни, записи сказок, спектаклей.
В этом же или другом помещении следует оборудовать библиотеку, аудио- и видеотеку, игротеку для родителей и детей. Родители должны иметь возможность пользоваться пособиями, чтобы эффективнее овладеть знаниями, необходимыми для успешного воспитания ребенка, приемами личностно-ориентированного общения, научиться играть с детьми, подбирать для них игры, игрушки, художественную литературу, видео- и аудиозаписи.
Работа с родителями, дети которых не посещают данное учреждение. Инновационный опыт ряда детских учреждений в разных регионах России показывает, что хорошо поставленная работа с родителями открывает широкие воз-
10. Организация совместной работы 279
______________ педагогов и семьи________
можности для развития новых направлений в работе, охватывая семьи, в которых воспитываются дети, не посещающие данное учреждение. Так создаются группы для работы с будущими мамами, дети которых со временем пойдут в данное учреждение, группы для родителей и детей, не посещающих данное учреждение, но живущих поблизости.