Карта наблюдения за развитием ребенка раннего возраста

Фамилия, имя ребенка...................................................

 

Сфера наблюдения   Цата, возраст ребенка
Режим дня •Хорошо засыпает •Хорошо ест          
Навыки самообслуживания •Стремится к самостоятельности          
Преобладающее настроение •Бодрое, жизнерадостное •Спокойное • Подавленное, тревожное          
Отношение к себе •Узнает себя на фотографиях, в зеркале •С удовольствием разглядывает свои изображения • Демонстрирует взрослому свои умения, достижения          

Продолжение карты

 

Сфера наблюдения Дата, возраст ребенка
  •Уверен в себе (настойчив в привлечении к себе внимания взрослого, не боится незнакомых людей, новых занятий, игрушек, упорно добивается желаемого)          
Общение со взрослыми • Проявляет инициативу •Откликается на предложения взрослого о совместной деятельности • Выполняет просьбы •Учитывает оценку взрослого в своей деятельности •Легко вступает в контакты с посторонними взрослыми          
Общение со сверстниками • Проявляет доброжелательность • С интересом наблюдает за другими детьми • Играет рядом со сверстниками • Играет вместе со сверстниками • Принимается детьми в игру • Охотно участвует в групповых занятиях          
Действия с предметами • Радуется новым игрушкам, играм, занятияк i • Проявляет любознательность •Знает назначение бытовы> предметов, использует игровые предметы в соответствии с их назначением        

248 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Окончание карты

 

Сфера наблюдения Дата, возраст ребенка
  •Длительно и сосредоточенно может заниматься каким-то делом • Проявляет настойчивость в достижении результата имеет любимые игрушки игры и занятия (указать, какие)          
Игра с сюжетными игрушками •Охотно играет с сюжетными игрушками вместе со взрослым •Умеет играть самостоятельно •Умеет использовать предметы-заместители          
Речь • Понимает речь взрослого •Лепечет • Говорит отдельные слова • Произносит фразы          
Художественно-эстетическая деятельность • Проявляет интерес к книжкам, любит слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации к книгам •Любит рисовать •Любит играть с музыкальными игрушками •Любит танцевать          

Ориентируясь на приведенную карту наблюдений, педагог может разработать различные ее варианты в соответствии со своими задачами. Например, в карту могут быть внесены до­полнительные пункты, отражающие физическое развитие или какие-то другие качества ребенка, которые вызывают обеспо­коенность взрослых (застенчивость, агрессивность и пр.). Что­бы проследить за динамикой развития той или иной деятель­ности ребенка, педагог должен выделить для наблюдения ее существенные показатели и этапы становления.


8. Организация планирования педагогической деятельности 249
___________________________ и наблюдения за развитием детей__________

Работа с картой развития. Воспитатель должен выде­лить время для работы с картой, встроив его в распорядок дня и недельное расписание. Педагоги распределяют между собой детей, за которыми ведут наблюдение и заполняют со­ответствующие карты.

Чтобы отслеживать все области развития каждого ребен­ка, воспитатель использует разные ситуации в течение дня. В карту развития заносятся данные, которые накаплива­ются у воспитателя в течение ежедневных наблюдений за неделю или месяц. В карту не следует заносить наблюде­ния, накопленные за один—два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка можно сделать лишь на основа­нии повторяющихся особенностей его поведения в разных ситуациях. Воспитатель имеет возможность каждый день общаться с ним, наблюдать за его жизнью, суммировать свои впечатления при заполнении карты. Рассмотрим пример.

Педагог наблюдает за сюжетной игрой детей, но Вика от­казывается от этого вида игры, предпочитает заниматься мо­заикой, рисованием, вкладышами. На следующий день она опять не вступает в игру, занимается чем-то другим, но в по­следующие дни увлеченно играет с куклой, кормит ее, ката­ет в коляске. Следовательно, было бы неверно делать вывод о том, что у девочки не развита игровая деятельность на осно­вании наблюдений первых двух дней.

Заполнять карту можно разными способами. Лучше всего словесно:

• обычно, да (когда качество проявляется постоянно или достаточно часто);

• изредка (когда качество проявляется время от времени);

• нет (когда качество не проявляется вовсе).

Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целост­ное представление о развитии малыша на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках, строит педагогичес­кий процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Планирование педагогической работы на основе наблюде­ний. Карта развития — не тест. Работа с ней не требует подсче­та баллов и строгой оценки. С ее помощью можно составить представление о развитии ребенка и его индивидуальных осо­бенностях, определить направление коррекционной работы. Результатом наблюдений должна стать конкретизация целей


250 "I. Содержание и методы педагогической

________________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА_____________________________________________

педагогической работы с малышом, их реализация, последу­ющая фиксация изменений в соответствующей сфере его раз­вития.

Индивидуально-групповая карта развития

Эта карта составляется с целью получения общей характе­ристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка. По содержанию она аналогична предыдущей, но от­личается по форме. Чтобы карта не была слишком громозд­кой, ее можно представить в виде отдельных составляющих по каждому направлению развития. Приведем пример такой карты.