И. Особенности развития ребенка раннего возраста
Развитие общения со сверстниками 1Q9
с удовольствием повторяет его движения, оба, смеясь, хлопают в ладоши. Вдруг Ира вскакивает, весело падает перед мальчиком, вопросительно смотрит на него, взглядом приглашая к продолжению игры. Рома с восторгом подражает ей. Дети по очереди падают и встают, громко смеются. Эмоциональный накал игры возрастает. Ира радостно визжит, глядя Роме в глазаь Тот тоже визжит. Вдруг оба одновременно замолкают, останавливаются, замерев, смотрят друг на друга, затем одновременно визжат и падают на пол. Такая игра повторяется несколько раз.
Анализ подобных игр с точки зрения критериев наличия потребности в общении показывает, что поведение детей удовлетворяет всем четырем критериям. Малыши проявляют друг к другу выраженный интерес, окрашенный положительными эмоциями, инициативу во взаимодействии, адекватно отвечают на инициативу ровесника, подхватывают и развивают ее. Такое общение можно охарактеризовать как эмоционально-практическое взаимодействие. Оно позволяет ребенку свободно и во всей полноте выразить свою самобытность, пережить состояние общности и сходства с другим, равным ему существом.
Эмоционально-практическое взаимодействие детей рождается стихийно, без участия взрослого. Несмотря на большую привлекательность для малышей такого взаимодействия, потребность в общении с ровесниками в этом возрасте выражена слабее потребности в общении со взрослыми и в действиях с предметами. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в обогащении его содержания играют окружающие взрослые.