И. Особенности развития ребенка раннего возраста


Развитие общения со сверстниками 1Q9


 


с удовольствием повторяет его движения, оба, смеясь, хлопают в ладоши. Вдруг Ира вскакивает, весело пада­ет перед мальчиком, вопросительно смотрит на него, взглядом приглашая к продолжению игры. Рома с вос­торгом подражает ей. Дети по очереди падают и встают, громко смеются. Эмоциональный накал игры возраста­ет. Ира радостно визжит, глядя Роме в глазаь Тот тоже визжит. Вдруг оба одновременно замолкают, останав­ливаются, замерев, смотрят друг на друга, затем одно­временно визжат и падают на пол. Такая игра повторя­ется несколько раз.

Анализ подобных игр с точки зрения критериев наличия потребности в общении показывает, что поведение детей удовлетворяет всем четырем критериям. Малыши проявля­ют друг к другу выраженный интерес, окрашенный положи­тельными эмоциями, инициативу во взаимодействии, адек­ватно отвечают на инициативу ровесника, подхватывают и развивают ее. Такое общение можно охарактеризовать как эмоционально-практическое взаимодействие. Оно позволяет ребенку свободно и во всей полноте выразить свою самобыт­ность, пережить состояние общности и сходства с другим, равным ему существом.

Эмоционально-практическое взаимодействие детей рож­дается стихийно, без участия взрослого. Несмотря на боль­шую привлекательность для малышей такого взаимодейст­вия, потребность в общении с ровесниками в этом возрасте выражена слабее потребности в общении со взрослыми и в действиях с предметами. Важную роль в дальнейшем раз­витии общения детей со сверстниками, в обогащении его со­держания играют окружающие взрослые.