Содержание и специфика общения детей со сверстниками

Отличительной особенностью контактов детей в начале второ­го года жизни является двойственное отношение к сверстникам.


С одной стороны, малыши адресуются к сверстнику так же, как и ко взрослому: смотрят в глаза друг другу, улыбают­ся, смеются, лепечут, показывают свои игрушки. Эти дейст­вия ребенок переносит на ровесника из сферы общения со взрослым, они являются общими для обеих коммуникатив­ных сфер. Характерной особенностью этих действий является то, что они выражают отношение ребенка к другому человеку как к субъекту, как к потенциальному партнеру по взаимо­действию, предполагающее ответную реакцию, обмен актив­ностью. Однако специфического содержания, характерного именно для отношения детей к ровеснику, в таких действиях нет. Первые коммуникативные контакты свидетельствуют лишь о том, что субъектность сверстника воспринимается ребенком.

С другой стороны, в поведении самых маленьких детей наблюдается совершенно особый вид действий, который редко встречается в общении их со взрослыми. Эти дейст­вия побуждаются потребностью ребенка во впечатлениях и активном функционировании. Они выражаются в том, что малыши на втором году жизни часто обращаются друг с другом как с интересным предметом, игрушкой. Если ря­дом с годовалым ребенком посадить сверстника и положить куклу, можно увидеть, что малыш ведет себя по отношению к ним практически одинаково. Например, потрогает паль­чиком глаз у куклы и попытается проделать то же самое с ровесником; похлопает куклу по голове и повторит то же самое с ребенком; поднимет и опустит ногу куклы — и сра­зу же попробует произвести это действие с «живой игруш­кой». Экспериментируя подобным образом с одушевленны­ми и неодушевленными объектами, ребенок исследует, сравнивает их свойства.

Одновременно малыш сравнивает сверстника с самим собой: потрогает свою ногу, затем — ногу сверстника, рассмотрит и потеребит свои пальчики, затем проделает то же с пальчиками соседа. Подобными способами малыш изучает собственные фи­зические свойства и свойства сверстника, обнаруживает сход­ство между ними.

Такое поведение характерно для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет и свидетельствует о том, что в их контак­тах на первый план выдвигается знакомство со сверстни­ком как с интересным объектом. Объектные качества


/


106 И. Особенности развития ребенка раннего возраста


7. Развитие общения со сверстниками 107


 


другого ребенка заслоняют его субъектные свойства. Этим и объясняется особая бесцеремонность в обращениях детей с ровесниками: они дергают друг друга за угли, за нос, хлопают рукой или игрушкой по голове, отталкивают другого, если тот мешает пройти и пр. Иногда можно на­блюдать, как ребенок, стремясь достать какой-то предмет, наступает на ноги сидящего рядом, не обращая внимания на его протесты. В данном случае ровесник является просто помехой на пути к цели. Как правило, в общении со взрос­лым такие действия встречаются крайне редко, а в контак­тах с ровесниками — постоянно, заслоняя собой субъект­ную составляющую общения.

Так, на протяжении первого полугодия второго года жизни в контактах детей переплетаются субъектное и объектное отношение к сверстнику, затрудняющее полно­ценное общение. Контакты детей неустойчивы еще и по­тому, что они пока еще мало чувствительны к инициативе сверстника, к его переживаниям, эмоциональным состоя­ниям.

После полутора лет происходит заметный перелом в от­ношениях детей. Идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, нарастает доля инициатив­ных актов, рассчитанных на то, чтобы заинтересовать собой сверстника. Обостряется чувствительность малышей к отно­шению других детей: их обращение друг с другом становится более деликатным, внимательным. Все больший интерес на­чинают у них вызывать не объектные, а субъектные качества ровесников — способность отвечать на инициативу, выра­жать согласие и одобрение, умение сопрягать свои действия с поведением другого. Сверстник становится все более при­влекательным как партнер по общению, & не как объект ма­нипулирования. Взаимодействие детей приобретает характер субъектно-ориентированного общения.

К концу второго года жизни и на третьем году между де­тьми разворачивается особый вид общения эмоциональ­но-практическая игра, у которой есть ряд отличительных признаков.

Во-первых, она включает особую категорию действий, характерных только для детских контактов. Эта игра выте­кает из стремления ребенка продемонстрировать себя ровес­нику самым непосредственным образом: дети прыгают друг


перед другом, падают, кричат, визжат, дразнятся, внима­тельно наблюдая за реакцией партнера. Как правило, такое взаимодействие представляет собой «цепную реакцию»: действие одного вызывает подражание другого, которое, в свою очередь создает череду новых подражательных дей­ствий.

Во-вторых, совместная игра разворачивается и бесконф­ликтно протекает, когда дети общаются непосредственно, без каких-либо предметор.

Вот характерный пример такого взаимодействия.

В большом манеже находятся Дима (2 года) и Катя (1 год 9 мес.). Дима с интересом наблюдает за Катей, ко­торая ковыряет пальчиком клеенку. Мальчик подполза­ет к Кате и тоже начинает ковырять клеенку, с улыбкой заглядывая ей в лицо. Катя не замечает интереса к ней Димы, увлеченно хлопает ладошкой по клеенке и что-то лепечет. Тот смеется и тоже начинает хлопать по клеен­ке. Катя, наконец, замечает его, улыбается ему и быстро бьет перед ним ногами по полу. Дима, смеясь, повторяет ее действие. Оба синхронно бьют ногами по полу, внима­тельно глядя друг другу в лицо. Дима начинает щелкать языком перед Катей, девочка, смеясь, тоже щелкает язы­ком. Игра продолжается 10 мин.

Из этого примера видно, как подражание действиям свер­стника становится средством привлечения к себе его внима­ния и основой для совместной игры.

Помимо весьма специфического содержания подобные контакты имеют еще одну отличительную особенность — они почти всегда сопровождаются яркими положительными эмо­циями. Дети с восторгом повторяют один перед другим одно­типные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге.

Ире и Роме по 2,5 года. Они играют рядом каждый своей игрушкой. Наконец, Ира откладывает свою иг­рушку в сторону, закрывает лицо руками и, полуобер­нувшись к Роме, напряженно ждет. Тот, смеясь, загля­дывает ей в лицо. Ира открывает лицо и с улыбкой на­чинает раскачиваться перед мальчиком. Он оживленно, с веселой улыбкой повторяет ее действия. Некоторое время дети раскачиваются, внимательно наблюдая друг за другом. Неожиданно Рома хлопает в ладоши и с вы­жидательной улыбкой смотрит в глаза Ире. Девочка