I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ РАННЕГО ВОЗРАСТА


2. Педагогика раннего возраста на современном 45

этапе развития образования


 


тот или иной заданный образец, а самостоятельное, инициа­тивное использование его в действиях с предметами, игре, общении.

Обучение должно выполнять общеразвивающую функцию. Главное, чему желательно научить маленького ребенка,— это культурным способам познания предметного и социального ми­ра, таким, как умение наблюдать, исследовать окружающий мир, экспериментировать и делать выводы на основе доступно­го для понимания материала, разрешать проблемные ситуации, фантазировать, общаться со взрослыми и сверстниками. В этом случае обучение и воспитание будут идти рука об руку, развивая умственные способности ребенка, его компетентность в разных областях, инициативность, любознательность, самостоятель­ность, настойчивость, творческие способности.

Принцип единства воспитания и обучения в рамках цело­стного процесса образования предполагает, что воспитание становится обучающим только тогда, когда наряду с воспита­тельными целями реализуются цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если < наряду с учебными целями будут реализовываться цели вос­питания. Таким образом, обучение и воспитание, представ­ляя собой взаимосвязанные стороны процесса образования, направлены на решение единой задачи — передачу подраста­ющим поколениям социального опыта.

Принцип интеграции содержания образования. Из ска­занного вышеследует, что содержание дошкольного образо­вания, в том числе образования детей раннего возраста, должно быть не узко предметным, а интегрированным, что предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагоги­ческом процессе разных видов детской деятельности — пред­метно-практической, игровой, музыкальной, театрализован­ной, конструктивной и др., обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружаю­щего мира, его всестороннее развитие.

Принцип индивидуализации образования основывается на понимании того, что все дети проходят определенные ста­дии развития, однако при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. Если в рамках авторитарной педагогики об­разовательный процесс имеет унифицированный характер, предполагает предъявление одинаковых требований ко всем детям, соотнесение развития ребенка с заранее определенны-


ми нормативами, то личностно-ориентированная педагогика предполагает, что каждый ребенок имеет право на реализа­цию своей индивидуальности. Педагогический процесс дол­жен быть максимально полно согласован с собственными на­мерениями и интенциями ребенка. От педагога требуется внимательное наблюдение за личностным ростом и развити­ем детей, учет их индивидуальных интересов, определение на этой основе целей образования, путей и средств их осуще­ствления (Ш.А. Амонашвили, Е.А. Ямбург).

Принцип вариативности образования является необхо­димым условием его индивидуализации, которая обеспечи­вается разнообразием образовательных программ, типов дошкольных учреждений, форм, содержания и методов обра­зования. Если до реформы образования все дошкольные уч­реждения России работали по единой типовой программе, то в настоящее время внедряются в практику инновационные программы нового поколения, построенные на принципах личностно-ориентированной педагогики. Педагоги полу­чили право выбора программ, возмоэкность сочетать в своей работе методы и технологии, представленные в разных программах, дополнять их собственными разработками в соответствии с образовательной концепцией детского уч­реждения, запросами родителей, индивидуальными особен­ностями воспитанников. Таким образом, вариативность об­разования обеспечивает творческий характер деятельности педагогов и адекватные психолого-педагогические условия развития детей.