ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние десятилетия система образования в России претерпевает значительные изменения. Эти изменения затрагивают все структурные элементы педагогики: содержание, цели, методы и средства образования на всех его ступенях. Коренные изменения происходят и в дошкольной педагогике, в том числе педагогика раннего возраста.
В основу российской реформы образования, начатой в 90-е годы XX в., положены принципы гуманистической философии, психологии и педагогики, которые реализуются в личностно-ориентированной модели образования. В качестве ее важнейших принципов выделяются: признание самоценности каждого возрастного периода жизни, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его творческого потенциала.
Цель данного пособия — познакомить будущих педагогов и практических психологов с методами реализации личностно-ориентированной модели образования в работе с детьми раннего возраста. Учебное пособие состоит из трех разделов, каждый из которых включает несколько глав.
В первом разделе представлены исторические аспекты развития педагогики раннего возраста и ее состояние на современном этапе. Рассматриваются различные взгляды на источники и движущие силы развития ребенка, разные подходы к воспитанию, раскрывается история становления системы общественного воспитания детей раннего возраста в нашей стране и за рубежом. В главе, посвященной современному состоянию педагогики раннего возраста, приводятся основные понятия, описываются цели, задачи, принципы и организационные формы образования детей от одного года до трех лет.
Во втором разделе пособия дается развернутая характеристика ребенка раннего возраста, особенности его физического и психического развития. Психологические закономерности становления личности и разных видов деятельности рас-
6 ПРЕДИСЛОВИЕ
крываются с позиций культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории периодизации психического развития Д.Б. Эльконина и концепции генезиса общения М.И. Лисиной. При изложении материала авторы опирались на современные данные экспериментальных исследований, полученные в лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО. В этом разделе также представлены этапы развития у детей предметной деятельности, процессуальной игры, речи, общения со взрослыми и сверстниками, раскрывается психологическое содержание кризиса трех лет.
В третьем разделе пособия представлена технология лич-ностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и основанные на ней методы педагогической работы. В соответствии с современной Концепцией непрерывного образования содержание и методы обучения и воспитания детей раннего возраста дифференцируются по следующим сферам: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие. Даются методические рекомендации по проведению адаптации ребенка к детскому учреждению, организации развивающей предметной среды, планированию деятельности педагога, наблюдению за развитием детей, работе с семьей. Эти материалы апробировались в совместной работе авторов с дошкольными учреждениями разных регионов России. В данном разделе представлены также методы диагностики развития ребенка раннего возраста, особое внимание уделяется правовым и этическим аспектам применения психологической диагностики в образовательном процессе.
Отдельная глава посвящена обзору современных образовательных программ для детей раннего возраста.
В конце каждой главы подводятся итоги, предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.
I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ |, РАННЕГО ВОЗРАСТА