Взгляд на природу раскола и ереси протопресвит. Николая Афанасьева, прот. Сергия Булгакова, проф. А.В. Карташова.

Афанасьев - границы Церкви не ограничиваются каноническими границами Православной Церкви. Схизматические и еретические сообщества, у которых признается Крещение, также принадлежат Церкви. В случае же отождествления границ Церкви с каноническими границами Православной Церкви следует признать, что многовековая каноническая практика Православной Церкви находилась в вопиющем противоречии с догматическим учением о Церкви. Сторонники: С.Булгаков, А. В. Карташов.

Прот. Сергий Булгаков: понятие ереси и раскола, существует только в пределах церкви, а не вне ее, и оно означает ущербленность церковной жизни. Расколы лишь устраняют возможность прямого и непосредственного общения в таинствах, но не упраздняют их действенности, а, следовательно, и невидимого общения видимо разобщенных. Он полагал, что разделившиеся части церкви находятся в невидимом таинственном общении между собою чрез видимые, хотя и сделавшиеся взаимно недоступными таинства, совершаемые в пределах каждой из разделившихся церквей. Канонические и даже догматические повреждения в известных пределах, по свидетельству церкви, не уничтожают действительности таинств. Церкви, сохраняющие священство, хотя и разобщены, но не разделены в жизни таинств. Вывод: путь к единению Востока и Запада лежит не чрез Флорентийскую унию, но чрез единение пред алтарем.

Карташов: церковная история показывает, что расколы и даже ереси очень часто означали не “отпадение” какого-то сообщества от единства с Церковью, а именно разделение и последующее автономное существование одинаково благодатных церковных тел, не находившихся в общении. Способ преодоления схизмы - не “уния”, не присоединение отпавших к Церкви истинной, а со-единение “на равных”. Карташов приводит ряд исторических примеров, когда взаимные отлучения, анафематствования попросту забывались при восстановлении церковного мира и де-факто признавалось, что за все время схизмы разделившиеся церкви жили полнотой благодатной церковной жизни (патр. Фотий и папа Николай).

Резюме мнения А.В. Карташова: “Анафемы и отлучения церквей таким образом не только формальны, но и мистически реальны. Однако их сила все-таки относительна. Она реальна для церквей, но не для Бога. Думать, что церковное “связание на небесах” есть связание Самого Христа и Духа Святого - значит впадать в невежество и тьму языческого магизма. “Дух дышет, где хочет”, а не где мы хотим. Вселенская церковь, единая и неразделенная, незримая для нас, но зримая для очей Божиих, продолжает жить на всем земном шаре, во всем мире, бесконечно превышая условные границы наших вероисповедных разделений”.