Билет № 4

Первохристианство как корпоративная реальность. Принадлежность к Апостольской общине, значение пребывания в общении с Двенадцатью. Изначально христианство – корпоративная реальность. Невозможно быть христианином самому по себе, необходимо общение (кинония) с Церковью. Личные убеждения не делают христианином. Христианская община собрана Самим ИХ и получила от Него устроение путем избрания 12-ти апостолов. Только они имели полномочия обеспечивать преемственность благовестия и общинной жизни. Общение с 12-тью – отличие Церкви в Иерусалиме.

2) Тринитарная экклезиология. Церковно-историческая концепция проф. прот. А.В. Горского. Таинственная жизнь Церкви в полемическом богословии свт. Феофана Затворника. Проф. прот. Александр Горский – является создателем церковно-исторической концепции. В основу его концепции был положен тринитарный принцип. Главные стороны исторической жизни Церкви, Горский рассматривал как результат непосредственного действия лиц Пресвятой Троицы. Согласно концепции проф.: «Мы должны видеть, как Бог призывал в недра своей Церкви один народ за другим, как охотно и не без сопротивления люди следовали сему велению. Если по слову Спасителя никто не придет к нему если Отец не привлечет его, то здесь мы должны видеть преимущественное действие Отца, который хочет всем людям спастись и в разум истины прийти» Такова сфера действования Бога Отца в Церкви - есть проповедь Евангелия, апология, исповедничество и мученичество. Действия Сына, определяется тем, что Церковь есть Тело Сына, сферу преимущественного влияния Сына входит: иерархия, каноны и вероучения, т.е. все, что нужно для наставления верующих на путь возрождения и спасения. К области действования Третьей ипостаси, Горский относит сферу: личного спасения и личного подвига верующего, а именно таинства, посты и молитвы. «Начатая под руководством церкви через Иисуса Христа обновление, довершается под влиянием Духа Святого и при пособии благодатных учреждений, в собственной деятельности каждого, которое бывает разнообразным по различным отношениям настоящей временной жизни» проф. Горский.

Свт. Феофан Затворник является составителем свода библейских и святоотеческих свидетельств относительно божественности третьего лица Святой Троицы. Причина – полемика с сектантами Пашковцами, которые отрицали значение третьего лица пресвятой Троицы в деле икономии нашего спасения. Свт. Феофан Затворник говорит: «Желающему полно разуметь всё, относящееся к нашему спасению, надлежит различать 2 момента:

1. Домостроительство спасения или устроение всего потребного для спасения - совершил Господь Иисус Христос по благоволению Отца, но не без духа Святого;

2. Соделование спасения для каждого лица - а второе совершает по благоволению же Отца Дух Святой, но не без Христа Господа Сына Божия».

По мнению свт. Феофан Затворник -богослову, пытающемуся вникнуть в таинственную жизнь Церкви и совершающемуся в ней благодатное Богообщение, необходимо: «велегласно возвещая о Господе Иисусе, столь же велегласно возвещать о Святом Духе, не забывая, однако же и благоволение Отца».