Восприятие направления

Одним из важных моментов пространственного различения является восприятие направления, в котором находятся объекты по отношению к другим объектам или наблюдателю.

Для передачи пространства на плоскости используются закономерности воздушной и цветовой перспективы. Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (светотеневых, цветовых, величинных и т.д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают. Воздействие воздушной перспективы связано с мерой прозрачности, чистоты и толщины воздушного слоя атмосферы, окутывающей предметный мир. С постепенным удалением объекта от переднего плана ослабляется его цветовая насыщенность, и цвет его становится холоднее. Скажем, лес на переднем плане воспринимается зеленым, а на дальнем видится сине-зеленым или даже голубым. Здесь названы лишь основные средства композиции. Также стоит учитывать размеры изображаемых объектов и их искаженность в пространстве.

Факторы, способствующие передаче эффекта глубины:Использование диагоналей (перцептивный градиент местоположения);Постепенное уменьшение размера изображаемых объектов, а так же интервалов между ними (перцептивный градиент расстояния);Использование текстуры, например шахматная доска, своды потолка, поверхности неправильной структуры – поля, скалы, водная гладь и др. Главное чтобы был передан зрительно воспринимаемый градиент размера;Воздушная перспектива (градиент цвета);Передний план;Свет (градиент яркости и освещенности).

Перспектива (франц. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Виды:

1. Прямая линейная перспектива

Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).

2. Обратная линейная перспектива

Изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. В реальной жизни такой перспективы не существует. (Используется в иконописи)

3. Панорамная перспектива

Изображение строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» означает «все вижу», то есть в буквальном переводе это — перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя.