ОСОБЕННОСТИ СТАРЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЕЙ
Старость — один из периодов нормального цикла жизни, не прерванный болезнью или насилием. По классификации, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией, в соответствии с календарным возрастом к пожилым относятся люди в
возрасте 60—74 лет, к старикам — 75—90 лет, к долгожителям — старше 90 лет. В то же время средняя продолжительность жизни в России, достигнув к 1970 году 70 лет, с тех пор неуклонно снижается.
Неблагоприятные факторы (экологические, профессиональные, социальные и др.) ведут к преждевременному старению, однако некоторая часть пожилых и старых людей стареют медленнее других. Поэтому различают биологический и календарный возраст. Тем не менее старость человека имеет ряд общих закономерностей, которые необходимо знать.
По мере старения уменьшаются антропометрические показатели — рост, окружность грудной клетки, мышечная сила, выносливость. В результате уменьшения мощности сердечной мышцы, ударного и минутного объема крови, увеличения периферического сопротивления сосудов и соответственно артериального давления, уплотнения центральных и периферических сосудов снижается транспортная функция аппарата кровообращения. Уменьшается жизненная емкость крови, основной обмен, потребление кислорода, несмотря на избыточность вентиляции. Снижается скорость окислительных процессов в тканях. Все эти процессы ведут с возрастом к снижению физической работоспособности.
В период старения развиваются изменения нервной системы и органов чувств, снижается острота зрения, уменьшается аккомодационная способность глаза, способность приспособления к слабой освещенности. Эти изменения связаны с атро-фическими процессами в различных отделах глаза, с атероскле-ротическими изменениями в сетчатке глаза. Частота поражения органа зрения у старых людей — 20—25 %.
Слуховой анализатор в процессе старения атрофируется. Атеросклеротические изменения органа слуха усугубляют процессы атрофии (изменение слуха фиксируется у 25 % стариков). Морфологические изменения происходят и в нервной системе. Изменяется масса мозга — ее вес и объем уменьшается вследствие атрофических и дистрофических изменений в клетках и их отростках. Такие изменения раньше начинаются в участках коры, отвечающей за высшие функции, далее — в подкорковых образованиях и в спинном мозгу, в периферических нервах. Перечисленные процессы идут неравномерно в разных участ-
ках нервной системы, не одновременно усиливаются благодаря атеросклерозу.
Функциональными проявлениями перечисленных морфологических изменений являются замедление и недостаточная содружественность (координированность) движений, уменьшение их размера, пластичности, большая заторможенность, огрубление, бедность жестов.
Часто встречаются так называемые экстрапирамидные нарушения (по типу болезни Паркинсона). В выраженных случаях старческие изменения нервной системы проявляются бедностью мимики, тихой речью, редким миганием, шаркающей походкой, согбенной осанкой. Встречается излишняя суетливость, непроизвольные движения, дрожание. Все эти изменения могут быть выявлены и не медицинскими работниками.
Снижается также реактивность вегетативной нервной системы, соответственно и сосудистых реакций. Возрастные изменения нервной системы естественно отражаются и на интеллектуальных функциях стареющих людей. Основные процессы, обусловливающие психическую деятельность, — возбудительный и тормозной — ослабевают, они становятся инертными, ослабевает дифференцировочное торможение. Однако темп и выраженность этих изменений зависят как от типа нервной системы (флегматики, холерики, сангвиники), так и от многих факторов прожитой жизни (условия, образование, характер деятельности, перенесенные болезни). Ослабление внутреннего торможения проявляется в многословии, несдержанности, эмоциональной неустойчивости, раздражительности. Ослабление основньж нервных процессов лежит в основе снижения психической активности, ухудшения интеллектуально-мнестических функций. К структурным особенностям психического старения относятся относительно большая выраженность снижения наиболее сложных (новых комбинаторных, творческих, интегрирующих, абстрагирующих) видов психической деятельности и относительно большая сохранность тех из них, которые основываются на использовании приобретенного опыта, прочно освоенных понятий и словарного запаса.
Эксперименты выявляют, что наиболее явственны возрастные изменения в тех тестах, где требуется находчивость, воображение, изобретательность, абстрактный анализ, интеграция вос-
приятия в одно целое, особое напряжение внимания и скорость выполнения, отвлеченное мышление. Наибольшая стабильность уровня решения наблюдается при задачах, требующих опыта, прочно освоенных знаний, словарного запаса. Сдвиг в сторону снижения психической активности выражается в сужении объема восприятий, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. Характерно расхождение между речью и мышлением. При бедности мышления, при оскудении содержательной стороны речи нарастает самостоятельность речевой активности, выхолощенность речевого напора.
Степень снижения памяти в позднем возрасте может быть умеренной. Больше страдает память на недавние события, в структуре памяти становится преобладающим логическое и систематическое освоение над механическим запоминанием.
К факторам, задерживающим и смягчающим возрастные изменения интеллектуально-мнестических функций, относятся изначально высокий уровень интеллектуального развития, достигнутый ранее благодаря одаренности, образованию, профессиональным занятиям и навыкам. За последние годы представления об интеллекте пожилого человека меняются. Новые исследования показали сохранность исходного интеллекта у большинства пожилых. Более того, диапазон знаний, практическая сметка, способность находить выходы может расти. Трудности освоения нового компенсируются способностью ассоциативного мышления, использованием жизненного опыта. Снижение интеллекта наблюдается чаще у тех старых людей, у которых он был ограничен с юности, а при исходном высоком он снижается значительно медленнее. Поэтому при оценке психического состояния пожилых нужно учитывать общее состояние здоровья и биографические данные.
Общими личностными изменениями в старости могут быть чаще всего нетерпимость и консерватизм в отношении всего нового, переоценка положительного опыта прошлого, преобладание неприязненного, недовольного и брюзжащего отношения к окружающим, обидчивость и эгоцентризм, эмоциональное притупление, подозрительность и скупость, черствость при общей ипохондричности. Все эти явления психики говорят о переходе от экстраверсии к интроверсии. Старикам часто свойственно упрямство, недоступность логическим доводам, ригид-
ность суждении наряду с другими вариантами — повышенной внушаемостью и легковерием, слабодушием и чувственностью.
Психические расстройства провоцируются длительным и непосильным эмоциональным напряжением, психотравмой, которая может воздействовать сильнее соматических заболеваний, но в свою очередь неврозы воздействуют на соматическое состояние. Это выражается, прежде всего, расстройствами сна, сосудистыми проявлениями (колебания артериального давления). Характерны депрессия (угнетение), астения (слабость, подавленность), ипохондрия (мрачная оценка настоящего и будущего), реже паранойя в рамках неврастении, истерии, пси-хостении (устойчивые болезненные представления и суждения об окружающем мире).
При неврозах в пожилом возрасте наряду с тревожностью, частой утомляемостью, истощаемостью характерны стабильность, фиксация, резистентность.
Обобщая особенности течения неврозов и реактивных состояний в пожилом возрасте, необходимо подчеркнуть следующие основные положения:
1. Малую эмоциональную выносливость и парадоксальность
реакций на психотравмы.
2. Роль соматогенных факторов на развитие невротических
состояний.
3. Расстройства сна как одного из наиболее частых прояв
лений.
4. Малую динамичность течения невротических проявле
ний.
5. Редкую изменчивость синдромов, т. е. переходов, напри
мер, от депрессии к паранойе и т. д.
6. Отрицательное влияние на развитие невроза изменений
жизненного стереотипа (переезды, уход с работы и т. д.).
7. Затяжное течение.
8. Изменение в результате невроза системы жизненных от
ношений личности, формирование эгоизма, эгоцентризма, ча
сто растерянность перед реалиями жизни.
Одним из ведущих факторов, воздействующих и положительно, и отрицательно, является фактор социальный.
В социальном аспекте пожилой возраст характеризуется:
• изменением ролевых функций в обществе, характеризу
ющимся уходом с работы, «отставкой»;
• изменением ролевых функций в семье, где пожилые люди
берут функции обслуживания;
• в этом периоде происходят потери близких людей (суп
ругов) и вступает в силу фактор одиночества.
Перечисленные социальные факторы оказывают особое негативное воздействие на пожилых людей.
Большой интерес представляет самооценка здоровья пожилых, уволившихся с работы. Самочувствие пенсионеров, оставивших работу, как правило, ухудшается. Особый интерес представляют наблюдения Мэл Доке и Дуглас, которые проследили судьбу пенсионеров с 60-летнего возраста в течение 15 лет. Самооценка и объективная оценка соответствовали в течение всего периода наблюдения. Часто изменения самооценки предваряли объективно регистрируемые ухудшения состояния. Наблюдения за пожилыми людьми, прекратившими трудиться, показали, что уход на пенсию без подготовки одновременно оказывает неблагоприятное влияние, ведет к психической подавленности, депрессии, связанной с потерей имевшихся ранее общественных и культурных связей. Среди мер, предотвращающих эти неблагоприятные психологические изменения, рекомендуется постепенное уменьшение работ, неполная занятость, правильная организация свободного времени, если оно используется на чтение, спорт, культурные мероприятия и т. д. Пенсионеры — бывшие работники преимущественно умственного труда — более рационально используют свой отдых, увеличивается их активность в общественной жизни.
Среди мотивов продолжения труда в пенсионном возрасте наибольшее значение имеет материальная заинтересованность в труде. Она зависит не только от действительной нуждаемости (низкого уровня пенсионного обеспечения), но также от стремления к сохранности любого уровня жизни, материального лидерства в семье, повышения внутрисемейного престижа. Кроме материального фактора, на стремление продолжать род оказывает влияние прежняя профессия, состав семьи, состояние здоровья и его самооценка, истинная потребность в труде как таковом, стремление быть полезным в коллективе. Можно выделить 3 основных типа ориентации пожилых людей на труд:
1. Внутренняя ориентация на труд (для образованных и
представителей престижных профессий).
2. Внешняя ориентация к труду, обусловленная интересом
к оплате труда и материальной обеспеченности.
3. Ориентация на благоприятные условия труда и неболь
шую производственную нагрузку.
При смене характера труда наиболее оптимальным вариантом является переход пенсионеров в близкие по содержанию и характеру труда профессии, требующие умеренного или незначительного физического и нервно-психического напряжения, но без существенного изменения выработанного с годами привычного рабочего стереотипа. Особенно важно рекомендовать пенсионерам перемещение в пределах профессиональных групп, классифицированных в соответствии с принципами социально-психологической ориентации (человек-техника, человек-природа, человек-человек). Пожилым трудящимся при наличии сердечно-сосудистьж или других хронических болезней с незначительным или умеренным нарушением функций, занятым в профессиях, требующих умеренного физического и нервно-психического напряжения, в благоприятных санитарно-гигиенических условиях может быть рекомендовано преимущественно ограничение объема работы: меньшая продолжительность рабочего дня, сокращенная рабочая неделя, дополнительный перерыв в работе, переход на менее ответственную работу в прежней специальности.
Следующим вопросом, требующим внимания, является роль пожилых людей в семье, ее социально-психологические аспекты. При экономическом анализе семья рассматривается как ячейка, объединяющая лиц, связанных экономически (общим доходом и расходом бюджета). Определенный интерес (при соответствующих коррективах для российской действительности) представляет периодизация жизни семьи, предложенная американскими учеными: жизненный цикл семьи разбивается на 9 этапов:
1. Досемейный, холостяцкий период, когда одиночки жи
вут без родителей и семьи.
2. Юные молодожены без детей.
3. Первая стадия «полного гнезда» — родители и малень
кие дети-дошкольники.
4. Вторая стадия «полного гнезда» — с детьми-школьника
ми.
5. Третья стадия «полного гнезда» — пожилые супруги со
взрослыми детьми.
6. Первая стадия «пустого гнезда», когда дети отделяются,
а пожилые родители работают.
7. Вторая стадия «пустого гнезда», когда пожилые живут
отдельно и глава семьи не работает.
8. Вдовствующее лицо работает.
9. Вдовствующее лицо на пенсии.
При демографическом анализе обычно главной общественной функцией семьи является обеспечение потребности в супружестве, отцовстве, материнстве, воспитании детей. При этом основными признаками семьи считается совместное проживание. Второй признак — биологический — отношение родства. И, наконец, третий — общий бюджет.
В социологии понятие семьи трактуется, главным образом, по принципу межличностных, нравственно-психологических отношений: связь общности быта, взаимной моральной ответственности, взаимопомощи.
Обследование показало, что наиболее глубокое удовлетворение пожилым людям приносит моральное и материальное благополучие семьи, отсутствие конфликтов, хорошее здоровье членов семьи, общественные и личные достижения близких, их нравственные качества.
Обслуживание и социально-бытовая реабилитация пожилых и старых людей требует прежде всего установления контакта и общений с ними. Общение — явление социальное, проявляется в единичных межличностных взаимодействиях. Дефицит общения у одиноких стариков неблагоприятно влияет на их эмоциональную сферу, психику.
Общение выполняет ряд функций:
1.Информационно-коммуникативную (информация, сооб
щение о фактах, событиях, людях, нуждах, требованиях и т.п.).
2.Регуляционно-коммуникативную (информация о нормах
поведения, отношения, требованиях при взаимодействии).
3.Аффективно-коммуникативную (воздействие настроением
на настроение, формирование отношения к факторам и собы
тиям).
4. Организацию совместной деятельности и инструктажа по дальнейшей индивидуальной деятельности.
В процессе общения с пожилыми и старыми людьми социальные работники должны учитывать те психологические особенности старости, которые могут вызвать конфликтную ситуацию — это раздражительность, обидчивость, подозрительность, нетерпимость и консерватизм к новшествам, особенно, если акцентуация личности на грани болезненности. Конфликтная ситуация, однажды возникшая, может иметь три варианта развития: уход от конфликта, компромисс, самый неблагоприятный — обострение конфликта. Вариант развития конфликта зависит от социальных работников, независимо от того, по чьей инициативе он возник. Социальные работники обязаны вести поиск оптимального механизма взаимодействия, иметь резервные варианты поведения, учитывать характер личности и не-вротичности пожилого человека. Прежде всего нужно своевременно распознать возможность конфликта на ранней стадии и выбрать тип общения в зависимости от ситуации:
• при возможном выигрыше — вариант борьбы;
• при неопределенности исхода — переговоры и поиск ком
промисса;
• при неперспективности — поиск выхода из конфликта.
Необходимо знать механизмы взаимодействия в конфлик
тной ситуации:
• механизм влияния на оппонента (демонстрация, выжи
дание, риск, принуждение, дезинформация);
• механизм научения (распознавание личности и тактики
оппонента, расширение наборов типов поведения);
• механизм приближения — избегания;
• механизм оценки (выигрыши, проигрыши).
Отсюда вытекают требования к профессии социального работника, участвующего в стационарных или нестационарных формах обслуживания. Это, во-первых, компетентность — знание законов, правил, приемов работы, психология обслуживания; во-вторых, вежливость и выдержка; в-третьих — призвание к своему нелегкому труду и, соответственно, естественное доброе отношение к подопечным. Социальный работник должен хорошо знать характер подопечных, суметь быстро его определить. Необходима опрятная внешность, аккуратность, веж-
ливость, культура речи, спокойная и невозмутимая благожелательность, без снисходительности. Руководители социальной работы в интернатах и нестационарных учреждениях должны следовать следующим правилам: вести себя ровно с людьми, не бросать слов на ветер, не раздражаться, беречь свое и чужое время, не углубляться в мелочи, понимать настроение подопечных, отмечать их инициативу, хорошую работу; распределять работу по способностям и опыту, не поручать новую работу, пока предшествующая еще не выполнена. Особенно важно в социально-психологической работе в интернатах и в территориальных центрах обеспечить процесс нормальной адаптации пожилых и старых людей, без невротических или астенических синдромов.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ
РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
В РФ до настоящего времени отсутствуют центры реабилитации инвалидов. Как показал опыт других стран, эти учреждения имеют большое значение для инвалидов, которые не могут получить должной комплексной помощи на местах из-за отсутствия необходимой для этого материально-технической базы и специалистов, а также затруднений в медико-социальной экспертной диагностике их состояния. По данным международной статистики, эти лица составляют 3 % от общего контингента инвалидов.
Центры реабилитации инвалидов должны являться реабилитационными учреждениями, предназначенными для оказания инвалидам квалифицированных специализированных комплексных мер медицинской, социальной, профессиональной реабилитации.
Центры реабилитации инвалидов должны выполнять следующие функции:
• разрабатывать и осуществлять индивидуальные програм
мы реабилитации инвалидов, направляемых в центр;
• обеспечивать консультативно-методическую помощь по ре
абилитации инвалидов (на территории закрепленного региона);
• осуществлять подготовку кадров по реабилитации инва
лидов.
В соответствии с функциями основными задачами центра должны стать:
• определение медико-социальных причин инвалидности
больного;
• определение степени функциональных нарушений;
• определение ограничения жизнедеятельности инвалидов;
• определение потребности инвалидов в видах реабилита
ционных мер;
• разработка индивидуальных программ реабилитации ин
валидов (в том числе долгосрочных программ);
• обучение инвалидов навыкам самообслуживания, пове
дения в быту и общественных местах, самоконтролю;
• проведение психокоррекции установок инвалидов на ак
тивный образ жизни, труд, общение в семье, обществе и др.;
• осуществление профессиональной ориентации;
• адаптация инвалида к трудовой деятельности;
• подбор инвалидам вспомогательных средств и средств пе
редвижения;
• проведение восстановительного лечения;
• проведение специализации и повышение квалификации
специалистов по вопросам инвалидов;
• консультативно-методическая помощь по вопросам реа
билитации инвалидов общественным, государственным и иным
организациям, инвалидам, лицам, представляющим интересы
инвалидов.
Для выполнения указанных задач Центр должен иметь соответствующую структурно-функциональную основу.
Центр реабилитации должен иметь три группы блоков, взаимосвязанных между собой: первая группа блоков предназначена для служб управления центром; вторая группа — для дифференцированного размещения инвалидов на период их пребывания в центре; третья группа — для собственно проведения реабилитационных мероприятий. Блоки, предназначенные для размещения инвалидов, должны включать стационарное и поликлиническое отделения и пансионат.
В состав группы блоков для проведения реабилитационных мероприятий должны входить разнообразные службы, предназначенные для реализации медицинских, социальных и профессиональных аспектов реабилитации.
Блок «Медицинская реабилитация» должен включать следующие отделения:
• медико-социальной экспертизы;
• клинико-функциональных методов исследования;
• восстановительного лечения.
Социальная реабилитация инвалидов — чрезвычайно широкое понятие и безусловно охватить все ее аспекты в условиях центра реабилитации не представляется возможным. В связи с этим целесообразно в центре развернуть службы, которые бы обеспечили социально-средовую реабилитацию инвалидов в соответствии с целью.
В состав подразделения социально-средовой реабилитации должны быть включены:
1) служба коррекции ограничения передвижения инвали
дов, в том числе отделения: протезирования, ортезирования,
косметическое, отделение изготовления ортопедической обу
ви, туторов, ортезов и других изделий;
2) лаборатория биоинженерии для определения потреб
ностей инвалида в средствах передвижения и индивидуальной
адаптации этих средств к инвалиду;
3) лаборатория адаптации жилищно-коммуникативных си
стем и транспорта;
4) социологическая лаборатория;
5) отделение социально-бытовой реабилитации;
6) отделение социально-психологической реабилитации,
включая кабинеты психоанализа, психологической помощи,
психотерапии, психоразгрузки;
7) отделение организации социальной защиты инвалидов,
включая кабинеты консультантов юристов, социальных работ
ников;
8) лаборатория социально-педагогической реабилитации,
включая кабинеты коррекции памяти и ассоциативных процес
сов, педагогов, психологов, дефектологов; зал и кабинеты про
фессиональной подготовки;
9) социально-культурный центр, включающий спортив
но-оздоровительный комплекс, киноконцертный зал, студию
творческой реабилитации и др.
Блок «Профессиональная реабилитация» должен быть представлен следующими службами:
• лаборатория физиологии труда;
• кабинеты профессиональной реабилитации;
• кабинеты специалистов по трудоустройству инвалидов;
• кабинеты трудотерапии;
• учебные классы по профессиональной подготовке инва
лидов;
• участок (или мастерские или производственный комп
лекс) по производству изделий или выполнение соответствую
щего рода работ.
Блок «Дополнительной службы» может быть разнообразен по составу служб, входящих в него, что зависит от цели и за-
дач, которые необходимо на них возложить в конкретном центре.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что центр реабилитации инвалидов должен располагать такой структурно-функциональной и материально-технической базой, которая бы обеспечивала возможность реализации оптимального для каждого инвалида курса реабилитационных мероприятий, позволяющих всесторонне подготовить инвалида для интеграции в общество. Для успешной интеграции инвалидов в обществе в центрах должна осуществляться адаптация к требованиям деятельности в реальных условиях быта и производства. В целях обеспечения социальной активности инвалидов центры могут быть непосредственно включены в процесс их профессиональной реабилитации, включая содействие трудоустройству.
С целью достижения поэтапности и законченности реабилитационного процесса центры должны иметь организационные связи с учреждениями и предприятиями из разных отраслей, осуществляющих медико-социальную реабилитацию инвалидов для совместного решения поставленных проблем.
Реабилитационные центры в зависимости от приоритетов медицинской или профессиональной реабилитации, подразделяют на 2 вида или уровня. Реабилитационные центры первого уровня представляют собой практически реабилитационную клинику, куда помещаются больные в подостром состоянии, где преобладает в основном медицинская реабилитация. Эти центры являются специализированными по профилю патологии: ортопедические, неврологические и др.
Подобный центр реабилитации состоит из следующих подразделений (на примере центра реабилитации неврологических больных в г.Бонне, Германия):
• лаборатории функциональной диагностики и рентгено
вской службы, которая осуществляет контроль за эффективно
стью проводимых лечебных мероприятий;
• отдела физической реабилитации, в который входят: мас
сажные кабинеты, гидромассаж, бассейн, кабинеты иглореф-
лексотерапии, зал лечебной физкультуры, тренажерные залы;
• процедурных кабинетов, где проводится медикаментоз
ное лечение;
• кабинетов электро- и нейростимуляции;
• клинической лаборатории;
• психологической службы, в которой работают медицин
ские и социальные психологи;
• отдела профессиональной реабилитации;
• социальной службы, работники которой помогают орга
низовать досуг реабилитантам.
В реабилитационных центрах второго уровня проводится восстановление профессиональной способности инвалида, его обучение или переобучение, предоставляется возможность приобретения новой профессии и содействие трудоустройству по завершению профподготовки, т. е. основным направлением деятельности центра является профессиональная реабилитация инвалидов. Однако медицинская реабилитация признается также необходимой, она представлена мощным комплексом служб, в особенности физической, социально-бытовой и рекреационной терапии, а также реабилитационно-инженерной службой. В качестве примера типового реабилитационного центра второго уровня можно рассмотреть один из наиболее известных реабилитационных центров в США — имени Бурдовильсона в городе Фишерсвилле (штат Вирджиния). Этот центр в среднем одновременно обслуживает около 500 инвалидов как в стационарных, так и амбулаторных условиях, проживающих в пансионате и приезжающих из близлежащих областей. Штат центра составляет около 400 человек.
Основные подразделения центра и составляющие их службы:
1. Медицинские службы:
• госпитальный центр;
• служба медицинских реабилитационных сестер;
• диагностическая и лабораторная служба;
• служба физической терапии;
• служба социально-бытовой терапии;
• коммуникативная служба представлена специалистами
по восстановлению функции общения: улучшение навыков раз
говора, коррекции слуховых нарушений и пр. Этот вид службы
оборудован высококомпьютеризованной техникой;
• служба реабилитационной инженерии;
• рекреационная терапия — служба, направленная на обу
чение навыкам распределять свое время, расслабляться, при
обретения необходимых установок для работы и игры;
• служба психокоррекции представлена психологами и пси
хотерапевтами;
• амбулаторная служба, включающая широкий круг спе
циалистов, служб и лабораторий, имеющихся в центре.