Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств
Транспорт играет чрезвычайно важную роль в экономике каждой страны, являясь связующим звеном в сложнейшей цепи хозяйственных связей. Взаимодействуя с оптовой и розничной торговлей, он оказывает существенное влияние на их развитие и эффективность деятельности.
Доставляя товары из мест производства в места потребления, транспорт содействует развитию межрайонных товарных связей, что обеспечивает более правильное формирование ассортимента и лучшее удовлетворение спроса населения.
От работы транспорта зависит своевременное и ритмичное товароснабжение предприятий торговли, что в свою очередь способствует бесперебойной торговле и равномерному выполнению планов товарооборота.
Четкая организация работы транспорта оказывает влияние на улучшение работы торговых предприятий, совершенствование торгово-технологических процессов, скорость оборачиваемости товаров, объем и структуру товарных запасов и в конечном итоге на уровень и структуру издержек обращения.
Транспортные расходы — существенная статья издержек обращения, поэтому торговые предприятия должны принимать меры по более эффективному использованию транспортных средств. Особое внимание должно быть уделено сокращению сроков погрузки и разгрузки транспортных средств, повышению коэффициента использования их грузоподъемности, использованию более эффективных систем товароснабжения, проектированию предприятий торговли с учетом требований транспортировки и т.п.
Перевозка товаров народного потребления может осуществляться железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и гужевым транспортом.
Основными видами транспорта, используемыми в торговле, является железнодорожный и автомобильный. По перевозке грузов первое место в республике занимает автомобильный транспорт, которым в 1999 г. перевезено 81 % грузов. Перевозки железнодорожным транспортом занимают 17 % в общем объеме перевезенных грузов. По грузообороту же удельный вес железнодорожного транспорта в 3 раза превышает автомобильный.
Каждый из видов транспорта имеет свои особенности, которые определяют сферу его применения. При выборе транспортных средств для перевозки необходимо учитывать себестоимость перевозки, скорость доставки, регулярность, сохранность грузов и т.п.
Особенности железнодорожного транспорта:
низкая себестоимость перевозок, особенно на расстоянии свыше 200 км;
независимость от климатических условий;
широкие возможности механизации погрузочно-разгрузоч-ных работ;
перевозка любых товаров, независимо от их упаковки.
Для перевозки грузов железнодорожным транспортом могут быть использованы транспортные средства различных типов, грузоподъемности и назначения. Наиболее широкое применение получили:
крытые вагоны для перевозки затаренных грузов вместимостью от 50 до 125 т;
полувагоны для перевозки навалочных длинномерных грузов, грузов в контейнерах;
платформы для перевозки грузов в контейнерах;
цистерны для перевозки наливных грузов;
вагоны-рефрижераторы для перевозки охлажденных и замороженных продуктов;
специальные изотермические вагоны для перевозки молока, вина, живой рыбы.
Особенности автомобильного транспорта:
возможность доставки грузов в любой населенный пункт;
обеспечивает хорошую сохранность товаров;
низкая себестоимость перевозки на короткие расстояния.
Автомобильный транспорт подразделяется на грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы.
По грузоподъемности автомобили бывают:
особо малой грузоподъемности до 1 т;
малой грузоподъемности 1— 3 т;
средней грузоподъемности 3— 5 т;
большой грузоподъемности 5— 8 т;
особо большой грузоподъемности свыше 8 т.
По назначению автомобили делятся на:
автотранспорт общего назначения для перевозки любых грузов:
специализированный автомобильный транспорт для перевозки нестандартных и специальных грузов, скоропортящихся товаров и т.п.
По типу кузова автомобили бывают с бортовой платформой, самосвалы, фургоны, рефрижераторы, цистерны.
Морской транспорт характеризуется:
самой низкой себестоимостью перевозки грузов;
обеспечивает хорошую мобильность, т.е. может быстро менять маршруты;
неограниченной пропускной способностью морских путей.
Морской транспорт представлен пассажирскими, грузопассажирскими судами, сухогрузами, наливными судами, паромами, контейнеровозами и т.п.
Речной транспорт отличается:
высокой провозной способностью по рекам;
низкой себестоимостью перевозок;
сезонностью перевозок.
На речном транспорте используются самоходные суда и баржи, специализированные суда.
Воздушный транспорт характеризуется:
высокой скоростью перевозки;
сокращением путей транспортировки;
хорошей сохранностью, особенно скоропортящихся грузов;
зависимостью от климатических условий;
самой высокой стоимостью перевозок.
Гужевой транспорт используется в потребкооперации при перевозках небольших партий товаров и тары на небольшие расстояния.
14.2. Управление транспортом и планирование объема перевозок товаров народного потребления
Общее руководство системой транспорта в нашей стране осуществляют Министерство транспорта и коммуникаций, Государственный комитет по авиации и Белорусская железная дорога.
Министерство транспорта и коммуникаций регулирует перевозки грузов автомобильным и водным транспортом.
Непосредственное управление автомобильным транспортом осуществляют областные управления автомобильного транспорта. Организацией автоперевозок занимаются:
государственные автотранспортные предприятия общего пользования;
автотранспортные предприятия с коллективными формами собственности (ООО, АО и т.п.);
ведомственный автотранспорт;
автотранспорт частных предпринимателей,
В Министерстве транспорта и коммуникаций функционирует Управление водного транспорта, которое через территориальное речное пароходство организует перевозки грузов. Морские перевозки осуществляют созданные в республике транспор-тно-экспедиционные морские компании, которые устанавливают связи с морскими портами Балтийского и Черного морей и организуют перевозки экспортно-импортных грузов как на своих, так и на зафрахтованных судах.
Государственный комитет по авиации через государственные авиатранспортные компании "Трансавиаэкспорт", "Белавиа", национальный аэропорт "Минск-2" и областные аэропорты организует перевозки преимущественно экспортно-импортных грузов.
Белорусская железная дорога в своей структуре имеет грузовую службу БЖД и грузовые отделы отделений железной дороги, которые организуют перевозки грузов по железной дороге внутри страны. В пределах стран СНГ координацию грузоперевозок осуществляет Совет по железнодорожному транспорту стран СНГ.
На каждой станции БЖД имеются специальные службы {товарные дворы, товарные конторы, товарные кассы), которые занимаются непосредственным обслуживанием грузоотправителей и грузополучателей.
В основе планирования перевозок грузов лежит расчет общего объема перевозимых грузов, который определяется грузоотправителями с учетом вида груза, его количества, расстояния перевозки и других факторов.
Грузоотправители в процессе планирования тщательно анализируют состояние и структуру перевозок за прошлый период, распределение объема перевозок и стоимость 1 т/км на различных видах транспорта. После этого составляется план перевозок на предстоящий период. Основной показатель плана перевозок — общий объем перевозимых грузов. Расчет его производится по видам грузов в такой последовательности:
определяется объем грузооборота путем деления общего объема товарооборота на среднюю стоимость 1 т груза;
рассчитывается физический объем перевозок, который равен грузообороту, умноженному на коэффициент массы тары;
определяется транспортный объем перевозок, для чего физический объем перевозок умножается на коэффициент повтор-ности перевозок;
рассчитывается грузооборот в тонно-километрах путем умножения транспортного объема перевозок на среднее расстояние перевозки 1 т груза;
общий объем перевозок грузов распределяется по видам транспорта с учетом эффективности использования транспортных средств;
определяется потребность в транспортных средствах, для чего общий объем перевозок по видам транспорта делится на грузоподъемность транспортного средства и коэффициент ее использования.
После выполнения соответствующих расчетов грузоотправители составляют заявки на потребность в транспортных средствах, которые служат основой для заключения договоров на перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание.