Классификация складов

Большое разнообразие складов, связанное с особенностям:, технологического, технического и организационного характера-требует их четкой классификации, что позволяет лучше знать г видеть место и роль каждого склада (рис. 9.1).

. По месту расположения в процессе товародвижения разли­чаются:

склады в районах производства товаров (склады выходные баз, заготовительных организаций);

склады в районах потребления (склады торговых баз, роз­ничной торговли).

По характеру выполняемых операций:

подсортировочно-распределителъные. Их основная задача — накопление текущих запасов для товароснабжения розничной се* ти товарами с максимальной степенью готовности к продаже. Са­мый распространенный тип склада;

транзитно-перевалочные склады размещаются на железнс-дорожных станциях, водных пристанях и служат для принятие партионных грузов с целью перегрузки их на другие виды тран­спорта без вскрытия тары;

сезонного и долгосрочного хранения (хранилища'для плоде н и овощей, замороженных продуктов). Эти склады рассчитана: на долгосрочное хранение товаров сезонного производства, 1 также закладку их в госрезерв;

накопительные склады осуществляют приемку мелких пар­тий в районах производства и заготовок и дальнейшую отправку крупными партиями в районы потребления.

По ассортиментному профилю склады делятся на универ­сальные и специализированные:

универсальные склады предназначены для хранения ширс-кого ассортимента нескольких групп товаров;


 

специализированные склады служат для хранения товаров одной отрасли (бакалея, обувь и т.д.), узкоспециализирован­ные — для хранения одного вида товара (соль, сахар и т.п.);

смешанные — для хранения основных видов продовольс­твенных и непродовольственных товаров (склады потребкоопе­рации, ОРСов и др.).

По режиму хранения и техническому устройству существу­ют:

общетоварные склады, не требующие особых условий хра­нения, специального технического устройства и обслуживания;

специальные, требующие особых режимов хранения (холо­дильники, плодоовощехранилища, элеваторы, склады стройма­териалов, топлива и т.п.).

- По степени механизации технологических процессов склады
делятся на:

автоматизированные;

с комплексной механизацией;

с применением отдельных средств механизации,

По особенностям технического устройства различаются скла­ды:

открытые (площадки, платформы, эстакады) для временно­го хранения топлива, зерна, овощей и др.;

полузакрытые — навесы для стройматериалов, тары и др.;

закрытые — деревянные, кирпичные, железобетонные, ме­таллические.

По этажности склады делятся на:

одноэтажные;

многоэтажные.

По наличию внешних транспортных связей есть склады:

с причалами;

с рельсовыми подъездными путями;

не имеющие подъездных путей водного и железнодорожного транспорта.

- По организационным формам управления различаются:
склады индивидуального пользования — собственные и арен­
дованные принадлежат или эксплуатируются одной организа­
цией;

склады совместного пользования ("кооперированные) соору­жаются на средства и находятся в ведении нескольких торговых организаций;

общего пользования — создаются, как правило, на железно­дорожном и автотранспорте и предоставляются любым предпри­ятиям за особую плату для временного хранения товаров.

9.3. Состояние и пути развития складского хозяйства в стране и за рубежом

Складское хозяйство в Республике Беларусь получило су­щественное развитие в доперестроечное время, когда площадь общетоварных складов ежегодно увеличивалась на 2—3 %, а емкость овощехранилищ и холодильников на 3—4 %.

Особенно существенный рост наблюдался в 80-е годы. В это время в республике построены крупные и современные по тех­нической оснащенности склады. Так, в это время построены склады оптовых баз "Бакалеи" в Бресте и Гомеле (по 7 тыс. м2), в Витебске дополнительный склад базы "Культторг" (10 тыс. м2), в Бресте — новая база "Торгодежда", в Гомеле склады объедине­ния "Культбытхозторг" (112 тыс. м2). В Минске введен крупней­ший складской комплекс базы "Культторг" (22,5 тыс. м2, высо­той 12 м), полностью автоматизированный.

Существенное развитие получила складская сеть потребкоо­перации и других торговых систем. В результате уровень обес­печенности складским хозяйством составил к 1990 г. около 80 % норматива (по складской площади).

На 01.01.2000 г. в республике имелось 1800 общетоварных складов площадью 1,4 млн м2 и свыше 840 специализированных складов (холодильников, плодо-, овоще-, картофелехранилищ) вместимостью свыше 500 тыс. т.

Некоторое количественное отставание в развитии складско­го хозяйства сопровождалось существенными недостатками его качественного состояния.

Так, около 50 % количества и около 40 % площади общето­варных складов находятся в ведении розничной торговли, что не соответствует рациональной организации товародвижения и сни­жает эффективность использования складов. Это приводит к:

распылению и затруднению маневрирования товарными ре­сурсами (большая часть их в рознице);

снижению качества товаров (условия хранения в рознице ху­же, чем в опте);

трудностям в формировании торгового ассортимента;

замедлению товарооборачиваемости (так как большая часть товарных запасов находится в розничной торговле);

удорожанию процесса хранения в 2—3 раза.

В результате это ведет к замедлению темпов роста рознично­го товарооборота и измельченности складов. Если в оптовой тор­говле средний размер склада свыше 1000 ма, то в розничной тор­говле, как правило, не превышает 500 м2. Измельченность складов является существенным тормозом повышения уровня меха­низации складских работ, который не превышает 30—35 % , хо­тя именно на складах большой объем трудоемких погрузоч-но-разгрузочных работ.

Из-за отсутствия средств механизации укладка товаров производится не выше 2—3 м, что приводит к тому, что емкость и площадь имеющихся складов используются неэффективно.

Измелкченность складов приводит также и к тому, что мно­гие торговые предприятия имеют по нескольку складов, иногда удаленных друг от друга, что затрудняет процесс товароснабже-ния и удорожает его.

Многие склады не имеют железнодорожных веток, что ведет к излишним перегрузкам и увеличению транспортных расходов.

В условиях проводимых реформ складское хозяйство пре­терпевает существенные изменения. Вследствие резкого сокра­щения производства отечественных товаров и их импорта, ужесточения кредитно-финансовой политики резко сократи­лись товарные запасы на складах оптовой торговли. Розничная торговля активно расширяет прямые связи с производством, без оптовых посредников стараются работать коммерческие структуры.

В этих условиях оптовые базы сдают пустующие помещения складов в аренду разным хозяйственным субъектам. Новое крупное складское строительство практически остановлено. В стране отсутствует концепция развития и функционирования складского комплекса.

В зарубежных странах складское хозяйство состоит из боль­шого многообразия видов и типов складов, различающихся по размерам, технической оснащенности и функциональной нап­равленности.

Основной тенденцией развития складского хозяйства за ру­бежом является увеличение степени концентрации складского фонда. Сооружаются крупные (35—100 тыс. м2) высотные од­ноэтажные склады, механизированные и автоматизирован­ные.

Преимущества таких складов заключается в сокращении площади земельных участков для размещения склада в 2—3,5 раза, что очень важно при высокой стоимости земли или ее арен­ды и значительном сокращении численности обслуживающего персонала.

Одно из важнейших направлений в развитии складского хо­зяйства — механизация и автоматизация складских операций, связанных с большими расходами на оборудование. Так, в капитальных затратах на строительство складов в США удельный вес затрат на строительство составляет около 30 %, а на обору­дование для механизации и автоматизации — 23 % , для обра­ботки данных — 23 % , телеуправления — 23 %; в ФРГ затраты на строительство — 25—30 %, на оборудование — 70—75 %.

В структуре основных фондов наших складов преобладает пассивная часть, удельный вес зданий и сооружений достигает свыше 80 % , а передаточных устройств, машин и оборудования транспортных средств не более 15 % .

Другое направление — это повышение высоты штабелирова­ния. В мировой практике получило развитие строительство и проектирование одноэтажных складов высотой от 15 до 40—60 м, наши же проекты предусматривают в основном 6—8 м (только база "Культторг" имеет склады высотой 12 м).

Развитие складского хозяйства в розничной торговле идет в основном за счет строительства отдельно стоящих складов. Но надо отметить, что большая часть розничных предприятий все-таки пользуется услугами оптовой торговли специальных складских распределительных комплексов. В розничной тор­говле товарные запасы и складские площади сведены до мини­мума. Бесперебойная торговля достигается четкой организаци­ей товароснабжения. Для всех капиталистических стран харак­терна тенденция сокращения складской площади и увеличения торговой площади.

Широкое развитие получают так называемые распредели­тельные склады для хранения и завоза в магазины в основном продовольственных товаров. Большинство зарубежных эконо­мистов убеждены в том, что транзит не будет увеличиваться и составит не более 30 %. Поэтому снабжение через распредели­тельные склады остается одним из основных путей снабжения магазинов продовольственными товарами.

Учитывая нынешнее состояние складского хозяйства в на­шей стране, опыт и направления развития за рубежом можно сформулировать основные направления его развития, которые могут быть положены в концепцию развития складского ком­плекса республики. К ним можно отнести:

реорганизация складского хозяйства оптовой и розничной торговли в единую товаропроводящую сеть;

техническое перевооружение складов за счет более широкого внедрения современных средств механизации, автоматизации и управления складскими процессами;

укрупнение складов и повышение высоты складирования то­варов;

внедрение и расширение современных складских технологи­ческих процессов (малогабаритные контейнеры, тара-оборудо­вание и т.п.);

совершенствование организации труда на складах, на кото­рых до 50 % персонала — работники по приему, отборке и ук­ладке товаров;

совершенствование организационных форм и управления складским хозяйством (создание системы распределительных складов, объединенных складских хозяйств, магазинов-скла­дов, транспортно-экспедиционных предприятий и т.п.);

улучшение проектирования и внедрение в практику совре­менных проектов складских предприятий.

 

УСТРОЙСТВО, ПЛАНИРОВКА И ОБОРУДОВАНИЕ СКЛАДОВ