Понятие и содержание культуры торговли
Торговое обслуживание покупателей является завершающим этапом функционирования торговли и осуществляется розничной продажей товаров и оказанием дополнительных услуг. Все другие процессы (коммерческие, технологические и-др.) носят подчиненный характер и направлены на обеспечение высокой культуры торговли.
Оценка деятельности торгового предприятия может быть произведена по трем важнейшим составляющим:
культура торговли;
качество обслуживания покупателей;
культура обслуживания покупателей.
Культура торговли — самое широкое понятие, включающее достижения развития отрасли, качество и культуру обслуживания покупателей.
Основными составляющими культуры торговли являются:
1) наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента качественных товаров, удовлетворяющего спрос обслуживаемых групп населения;
2) наличие достаточной розничной торговой сети, использование наиболее эффективных типоразмеров магазинов, удобное их размещение в регионе, техническая оснащенность предприятий;
3)применение в магазинах наиболее эффективных современных форм продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслуживание покупателей;
4) оказание покупателям дополнительных услуг, связанных со специфическими особенностями товаров;
5) организация внутри- и внемагазинной рекламы и информации, способствующей лучшей информированности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей;
6) культура труда работников магазина, означающая должную профессиональную квалификацию торгового персонала,
высокий этический и эстетический уровни обслуживания;
7) строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров. Качество торгового обслуживания:
совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применения прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени на покупку товара, товарооборота.
Качество торгового обслуживания может быть определено по ряду показателей, приведенных в табл. 6.1.
Табл. 6.1. Показатели качества торгового обслуживания
Определение этих показателей основано на использовании данных статотчетности, а также специально организованных хронометражных и других наблюдений, анкетирования покупателей и работников и т.п.
Культура обслуживания также включает целый ряд элементов, характеризующих уровень обслуживания покупателей и состояние торгового зала магазина. К ним относятся показатели устойчивости ассортимента, применения прогрессивных форм продажи и дополнительных услуг, затраты времени на ожидание обслуживания, оценка культуры обслуживания по мнению покупателей, хорошее санитарное состояние и красивый внешний вид торгового зала и работников, соблюдение установленных правил торговли и продажи отдельных товаров и т.д.
Уровень культуры обслуживания магазина может быть определен по методике, разработанной УКР НИИтопом, рекомендованной Министерством торговли для оценки деятельности магазинов. Согласно ей уровень культуры обслуживания определяется по четырем показателям.
1. Коэффициент устойчивости ассортиментного перечня
где Ку — коэффициент устойчивости ассортиментного перечня; А,, А2,...,А„ — количество наименований товаров в момент проверки; А — количество наименований товаров по ассортиментному перечню; п -количество проверок.
2. Коэффициент дополнительного обслуживания покупателей
где Кя — коэффициент дополнительного обслуживания; У, УЛ,, У„ — количество дополнительных услуг в момент проверки, единиц; У — количество дополнительных услуг, предусматриваемых перечнем; п1 — количество проверок; У01 У02, У0„ — объем платных услуг в отчетном периоде, р.; У„1, Ул2, У,ш — объем услуг в соответствующем периоде прошлого года; п.2 — количество предоставляемых покупателям услуг по видам.
3. Коэффициент затрат, времени на ожидание обслуживания
Ко = Зо / Зф
К0 — коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания; Зп — оптимальные затраты времени на обслуживании, с; Зф — фактические затраты времени на обслуживание, с.
Оптимальные затраты времени на ожидание обслуживания дифференцированы по типам магазинов и составляют от 90 с в
гастрономе до 150 с в универмаге (табл. 6.2).
Табл. 6.2. Оптимальные затраты времени покупателей на ожидание обслуживания
4. Коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей
где Км — коэффициент культуры по мнению покупателей; Мп — количество покупателей,которые дали хорошую и отличную оценку состоянию культуры; М0 — общее количество опрошенных или анкетированных покупателей.
Значимость каждого из перечисленных показателей неодинакова и приведена в табл. 6.3.
Табл. 6.3. Значимость показателей культуры обслуживания покупателей
Показатель культуры обслуживания | Значимость показателя в общем уровне культуры обслуживания, балл |
Коэффициент устойчивости ассортимент (Ку) | 31 = 0,35 |
Коэффициент дополнительного обслуживания (Кд) | 32= 0,20 |
Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания (Ко) | 33 = 0,45 |
Коэффициент оценки культуры обслуживания по мнению покупателя (Км) | 34 = 1,0 |
Обобщающий коэффициент культуры обслуживания определяется по формуле
Кобоб = [(31 • Ку) + (32 • Кд) + (33 • К0) + Км] / 2.
В зависимости от обобщающего коэффициента деятельность магазина по организации торгового обслуживания оценивается по следующим категориям:
магазины с высоким уровнем культуры торгового обслуживания — 0,901 и более;
со средним — от 0,701 до 0,900;
с низким — до 0,700.