ТЕМА 9.
Планирование деятельности организации
Понятие планирования и прогнозирования.
Планирование – это процесс формирования целей деятельности организации и путей их достижения.
Различают 2 типа планирования:
- директивное – носит обязательный характер для исполнителей
- индикативное – носит информационный, ориентирующий характер.
Принципы планирования:
- научность (знание законодательства);
- принцип скользящего планирования (постоянная корректировка, т.е. изменение, уточнение в процессе исполнения плана) Например, годовой план корректируется ежеквартально с учетом каких-либо факторов, влияющих на производство, в свою очередь квартальные планы могут корректироваться ежемесячно.
- Многовариантность (составляется не один вариант плана, а несколько, с учетом работы в наилучших, наихудших и оптимальных условиях).
По срокам составления планы делятся:
- долгосрочные – сроком на 3 – 5 лет. Они определяют стратегию организации;
- среднесрочные – от 1 до 3 лет.
- краткосрочные – до 1 года. Они более детальные и конкретные.
Методы планирования
Методы планирования:
· Балансовый метод– обеспечивает соответствие между ресурсами и их использованием. При этом методе составляется двухсторонняя таблица - баланс.
Различают балансы
А) Материальные: баланс товарооборота - увязывает приход и расход товаров.
Б) Стоимостные или денежные: Государственный бюджет, Финансовый план предприятия - увязывает доходы и расходы.
· Экономико-статистический метод – при его использовании за основу берутся фактические данные сопоставимых периодов и, учитывая намечающиеся изменения в работе организации, рассчитывают показатели на будущее.
Например: товарооборот магазина за январь 70 тыс. руб.
В феврале товарооборот увеличится на 10 % по сравнению с январем.
Рассчитываем товарооборот в феврале с учетом его роста.
70 тыс.руб. - 100 %
х - 110 %
х = 70 х 110 % = 77 тыс.руб.
· Нормативный метод (технико-экономических расчетов) – при этом методе расчеты осуществляются при помощи норм, нормативов, тарифов, ставок и т.д.
Этим методом планируются товарные запасы, расходы организации.
· Бизнес-планирование -в условиях рыночной экономики план работы организации может быть назван бизнес-планом.
Бизнес-план, его значение и содержание.
Как правило, бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет и ежегодно корректируется. Бизнес план представляет собой комплексный план развития фирмы.
Это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
В конечном счете бизнес-план отвечает на вопрос – стоит ли вообще вкладывать деньги в дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
Разделы бизнес-плана:
1.Описание фирмы (название организации, адрес, история развития, сфера бизнеса, контактный телефон, режим работы).
2. Маркетинговая стратегия
3. Сведения о конкурентах
4. План экономической стратегии, в котором отражаются количественные и акчественные показатели работы организации.