Понятие и роль цены в рыночной экономике.
Понятие цены
Цена – это денежное выражение стоимости товара.
В условиях рыночной экономики действует еще одно определение цены – это сумма денег, за которую продавец готов продать свой товар, а покупатель согласен его приобрести.
Установление цен должно происходить в соответствии с требованием закона стоимости: предприятию-производителю цена должна возмещать затраты по производству продукции и давать определенную прибыль, а торговой организации – возмещать затраты по приобретению товара и также давать такую прибыль, при которой организация сможет осуществлять свою деятельность в дальнейшем (принцип коммерческого расчета).
Цена может отклоняться от стоимости товара в зависимости от спроса и предложения (конъюнктуры рынка).
Цена влияет на развитие научно-технического прогресса. В условиях конкуренции производители заинтересованы в снижении затрат по производству продукции, а это можно обеспечить модернизацией оборудования, новыми технологиями и т.д.
Цена способствует непрерывному процессу воспроизводства товаров или его прекращению, влияет на уровень и структуру потребления товаров населением, способствует увеличению доходов государственного бюджета за счет налогов, включаемых в цену.
Формирование и применение цен осуществляется в соответствии с « Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги».