Развивающая среда

При формировании высших психических функций у ре­бенка с проблемами в развитии очень важное значение имеет правильная организация предметно-пространственной разви­вающей среды как в кабинете логопеда, так и в групповом помещении. Известно, что предметно-пространственная раз­бивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферахжизни и позволяет включить в активную познаватель­ную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуютсвои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности,инициативности, помогает утвердиться в чувствеуверенности в себе.



Организация развивающей среды и проведение...


Развивающая среда



 


В групповом помещенииона должна представлять собой

хорошо оборудованные полузамкнутые микро пространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это за­трудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и пе­дагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ре­бенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

При организации предметно-пространственной развива­ющей среды в младшей группе нужно учитывать, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на про­странственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (Полякова М. Н.), -поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.

На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой па­тологией движения плохо скоординированы, дети моторно не­ловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространст­венная организация среды должна одновременно и обеспечи­вать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, ката­ния в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооруже­ния модульных конструкций. С учетом того, что в этом воз-растеу детей формируются сенсорные способности (в первый период работыакцент делается на развитие слухового и зри­тельного восприятия),в групповом помещении должно быть достаточноеколичество постоянно заменяемых звучащих иг­рушек и предметов-заместителей.

Помня о том, что развитиеречи непосредственным обра­зом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педа­гогам следует оснащать развивающуюсреду в младшей лого­педической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети младшего дошкольного воз-растапредпочитают крупные яркие игрушки, которые должны


быть сделаны из различных материалов чистых цветов и не­сложных форм. При этом в логопедической группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем.

Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, пред­почитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формиро­вание коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки для сюжетно-ролевых игр. Также особое значение в младшей логопедической группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, ко­нечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует долж­ного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрыва­ния сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

В младшей логопедической группе обязательно оборудует­ся уголок «Учимся говорить».

Организация развивающего пространства влогопедическом кабинете, как правило имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей ус­ловия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед обязан учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Кабинет логопеда должен быть местом, куда малыш идет с радостью и удовольствием. А значит, особое инимание следует уделять цветовой гамме, в которой будет вы­держан интерьер, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала.Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточ­ный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересныеигрушки — немаловажные детали для создания комфортного состояния и детей, и логопеда.

Помимоэстетической и психологической составляющих дляправильного оснащения кабинета рекомендуется соблю­ла и, и следующие технические условия. Так, логопедический кабинетдолжен представлять собой хорошо освещенное по-мощениеплощадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета Крепитсябольшое зеркало с лампой дополнительного местно-го ос вещения.Под зеркалом располагается полка для картотек



Организация развивающей среды и проведение...


Совместная деятельность логопеда и воспитателя



 


предметных картинок и речевого материала (уточнение про­изношения в звукоподражаниях, произношения гласных и со­гласных раннего онтогенеза). Перед зеркалом устанавливается скамеечка, рассчитанная на подгруппу детей.

Для проведения артикуляционной и мимической гимнасти­ки, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. Малыши с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой, распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным ди-нозавриком. С такими одной-двумя игрушками-«помощница~ ми» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики логопеду быстрее удастся добиться от детей точности выполнения движений.

Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. работу над ды­ханием рекомендуется начинать с положения лежа. Кроме того, в младшей группе на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.

Для занятий с подгруппой детей в логопедическом каби­нете должна быть пара детских столиков и несколько детских стульчиков.

Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный матери­ал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развива­ющую среду в стенах логопедического кабинета. Этому же способствует размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные кар­тинки или плоские сборные игрушки.

В кабинете логопеда младшей логопедической группы ре­комендуется создать особую сенсорную зону, содержащую иг­рушки и пособия для развития слухового и зрительного вос­приятия, формирования первичных представлений о цвете и


форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. Здесь же обязательно должны быть оборудо­ваны отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек.

Организуя места для свободной деятельности детей, следу­ет учитывать особенности их развития и не перегружать угол­ки оборудованием.

На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лек­сическим темам. В каждой папке или коробке должны быть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печат-ные дидактические игры и пособия для уточнения и расши­рения словаря, формирования и совершенствования грамма­тического строя речи, фонетико-фонематических представле­ний, связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.

Кроме того, в кабинете должны быть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, кон­структоры, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.

Составляя еженедельные задания воспитателям, логопед может давать им не только методические рекомендации, но и обеспечивать их необходимыми играми и пособиями из своего кабинета, что позволит эффективно осуществлять преемствен­ность вработе и закреплять с детьми пройденный материал.

На двери кабинета или на отдельном стенде логопед по­мещает график и расписание работы, список детей по под-группам (который регулярно обновляется), советы и методи-ческиерекомендации родителям.