Развивающая среда
При формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии очень важное значение имеет правильная организация предметно-пространственной развивающей среды как в кабинете логопеда, так и в групповом помещении. Известно, что предметно-пространственная разбивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферахжизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуютсвои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности,инициативности, помогает утвердиться в чувствеуверенности в себе.
Организация развивающей среды и проведение...
Развивающая среда
В групповом помещенииона должна представлять собой
хорошо оборудованные полузамкнутые микро пространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.
При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе нужно учитывать, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (Полякова М. Н.), -поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.
На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, катания в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. С учетом того, что в этом воз-растеу детей формируются сенсорные способности (в первый период работыакцент делается на развитие слухового и зрительного восприятия),в групповом помещении должно быть достаточноеколичество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.
Помня о том, что развитиеречи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающуюсреду в младшей логопедической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети младшего дошкольного воз-растапредпочитают крупные яркие игрушки, которые должны
быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. При этом в логопедической группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем.
Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки для сюжетно-ролевых игр. Также особое значение в младшей логопедической группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».
В младшей логопедической группе обязательно оборудуется уголок «Учимся говорить».
Организация развивающего пространства влогопедическом кабинете, как правило имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед обязан учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Кабинет логопеда должен быть местом, куда малыш идет с радостью и удовольствием. А значит, особое инимание следует уделять цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала.Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересныеигрушки — немаловажные детали для создания комфортного состояния и детей, и логопеда.
Помимоэстетической и психологической составляющих дляправильного оснащения кабинета рекомендуется соблюла и, и следующие технические условия. Так, логопедический кабинетдолжен представлять собой хорошо освещенное по-мощениеплощадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета Крепитсябольшое зеркало с лампой дополнительного местно-го ос вещения.Под зеркалом располагается полка для картотек
Организация развивающей среды и проведение...
Совместная деятельность логопеда и воспитателя
предметных картинок и речевого материала (уточнение произношения в звукоподражаниях, произношения гласных и согласных раннего онтогенеза). Перед зеркалом устанавливается скамеечка, рассчитанная на подгруппу детей.
Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. Малыши с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой, распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным ди-нозавриком. С такими одной-двумя игрушками-«помощница~ ми» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики логопеду быстрее удастся добиться от детей точности выполнения движений.
Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. работу над дыханием рекомендуется начинать с положения лежа. Кроме того, в младшей группе на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.
Для занятий с подгруппой детей в логопедическом кабинете должна быть пара детских столиков и несколько детских стульчиков.
Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета. Этому же способствует размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные картинки или плоские сборные игрушки.
В кабинете логопеда младшей логопедической группы рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и
форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. Здесь же обязательно должны быть оборудованы отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек.
Организуя места для свободной деятельности детей, следует учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием.
На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лексическим темам. В каждой папке или коробке должны быть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печат-ные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, фонетико-фонематических представлений, связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.
Кроме того, в кабинете должны быть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.
Составляя еженедельные задания воспитателям, логопед может давать им не только методические рекомендации, но и обеспечивать их необходимыми играми и пособиями из своего кабинета, что позволит эффективно осуществлять преемственность вработе и закреплять с детьми пройденный материал.
На двери кабинета или на отдельном стенде логопед помещает график и расписание работы, список детей по под-группам (который регулярно обновляется), советы и методи-ческиерекомендации родителям.